Абилитация и реабилитация инвалидов – что это?

Понятие «Реабилитация инвалидов»

Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация – это:

  • Многогранная система медицинских манипуляций.
  • Социальная поддержка.
  • Психологическая помощь.
  • Педагогические и иные мероприятия.

Все манипуляции направлены на одну цель – компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

Абилитация – это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями. Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал. Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии – и во взрослой жизни.

Под определением «абилитация» предполагается комплекс лечебных и обучающих мероприятий. Цель этой программы заключается в более полном лечении патологического состояния у детей младшей возрастной категории, которым присвоена инвалидность. Проводить абилитационные мероприятия для лиц данной социальной категории необходимо. Если не оказывать ребенку должную врачебную и педагогическую помощь, возможно развитие некоторых проблем в отношении учебы и труда.

С 2016 года в России была усовершенствована система назначения инвалидности. Этот документ предусматривает помощь по индивидуальной программе каждому, кто в ней нуждается.

Персональная абилитация подразумевает осуществление таких мероприятий:

  • реабилитационных (медицинской помощи по возобновлению функций, установки протезов);
  • профессиональных (оказывают поддержку в оформлении на работу, привыкании в новом коллективе);
  • физкультурно-оздоровительных (инвалидов привлекают к культмассовой работе, участию в состязаниях);
  • социальных (предоставляется шанс к самовыражению, оказывают помощь при поступлении в ВУЗы, а также налаживать контакты в обществе).

Под термином «реабилитация» предполагается процесс, цель которого — восстановление у инвалидов некоторых видов жизнедеятельности до оптимального уровня. А именно, предоставляется поддержка в восстановлении физических, умственных, психологических и/либо социальных способностей. Также осуществляется оказание помощи в обеспечении реабилитационными средствами, чтоб изменить их жизнь к лучшему и сделать более независимой.

Международное определение «реабилитации» предполагает конкретную аналитическую схему самой деятельности по восстановлению:

  • осуществление мер, целью которых заключается в восстановлении утерянных функций;
  • срок выполнения данных мероприятий;
  • разновидности помощи, требуемой лицу с ограниченными возможностями;
  • размеры предоставляемой помощи.

Эта схема подразумевает предоставление таких льгот инвалидам:

  • медицинских (терапии, хирургического вмешательства, лечения в санаторных условиях, покупки технических средств);
  • социальных (помощи юристов, консультаций, психологической и культурной поддержки семьям, где имеется инвалид, обучения, реализация социального и физического восстановления);
  • профессиональных (предоставляют консультации по поводу оформления на работу, вероятных ограничений, перепрофилирования, оказывают техническое содействие в обучении либо переподготовке);
  • психолого-педагогических (обучения в дошкольных и других учебных заведениях, снабжения техническими средствами для учебы, корректирования).

Термин «комплексная реабилитация» предусматривает выполнение некоторых процедур с участием специалистов, работающих в разных направлениях.Цель этих комплексных мер — возобновить способности и навыки, которые были приобретены прежде. Комплексное восстановление работает в таких направлениях:

  • образование – реализуется программа, цель которой – изменение отношений социума к инвалидам, а также мероприятия, ориентированные на социализацию людей с таким статусом в обществе;
  • досуг – создаются программы, удовлетворяющие духовные и физические потребности инвалидов;
  • коррекция – цель такой реабилитации – устранить либо компенсировать ограничения в жизнедеятельности инвалида;
  • познавательном – у инвалидов выявляют стремление к обучению, работе, публичной активности;
  • эмоционально-эстетическом – у лиц с группой инвалидности формируют стремление познавать окружающий мир.

Медицинская реабилитация подразумевает проведение мероприятий, цель которых – уменьшение выраженности ограничений в жизни и деятельности людей с группой инвалидности. Медицинское восстановление для лиц данной социальной категории может быть:

  • общим (прием медикаментов, назначаемых доктором, постановка на диспансерный учет);
  • специализированным (прохождение реабилитации в узконаправленных клиниках, протезирование, хирургические вмешательства).

Социальная реабилитация предусматривает проведение комплекса мероприятий. Они определяют коллективный и бытовой режим относительно нужд людей с ограниченной трудоспособностью.Эта программа включает такие разделы:

  • Социально-средовую ориентацию – это система мероприятий, благодаря которым выявляются самые развитые навыки инвалидов. В дальнейшем, с учетом этих умений, проводится подбор самой приемлемой для выполнения работы в кругу семьи и обществе.
  • Социально-бытовую адаптацию – это меры, способствующие при выборе идеального режима для работы в социуме и в кругу семьи.

Социально-средовая ориентация включает:

  • подготовку к общению в социуме, получение навыков в отношении восстановления деятельности;
  • предоставление помощи в решении проблем личного характера;
  • психологическую поддержку семьи.

Социально-средовая адаптация представляет собой процедуру:

  • проведения консультаций для инвалидов;
  • специализированной подготовки граждан с группой инвалидности и членов его семьи;
  • получения навыков по самообслуживанию;
  • адаптацию жилища, в котором живет инвалид, под его нужды.

Роль учреждений в лечебном процессе

Реабилитация инвалидов

Центр абилитации, если исходить из зарубежного и отечественного опыта, играет немаловажную роль в процессе адаптации ребенка, в частности:

  • Учреждение выступает неким проводником государственной политики, направленной на удовлетворение социальных потребностей инвалидов детства.
  • Именно в центре ребенок имеет возможность для получения исчерпывающей помощи. Это психосоциальная, биологическая поддержка, реализация различных абилитационных программ. Специалисты апеллируют к личности больного, практикуют ступенчатый подход по отношению к проводимым мероприятиям и воздействиям.
  • Абилитация инвалидов – это комплексная мера, определяющая максимальную эффективность адаптации ребенка, страдающего любым серьезным заболеванием, ведущим к инвалидности.
  • Именно тут реализуется оценка состояния больного и координация программ воздействия с опорой на потенциал малыша.
  • Только в центре можно воспользоваться услугами мультидисциплинарных специалистов.
  • В процессе абилитации участвуют внешние социальные институты, что исключает однобокость в решении столь важных проблем.

Что такое «Абилитация инвалидов»?

Цель абилитации заключается в развитии дополнительных навыков у инвалидов. Абилитационные меры направлены на обучение лиц с ограниченными возможностями, как достигнуть поставленных задач с помощью альтернативных путей, так как традиционные методы недоступны.

Больше в абилитации нуждаются дети, причём своевременностью ее выполнения обусловлен окончательный результат и эффект от проведенной работы.

Максимальный результат будет достигнут, если начать работать с ребёнком-инвалидом с раннего возраста, т.е. уже по достижении малышом годика. В этот период можно приступить к занятиям по педагогической программе.

Реабилитация должна осуществляться с момента обретения патологии либо травмы. Занятия нужно проводить непрерывно и постепенно. Приступать к программе абилитации можно с наблюдения за формированием малыша в утробе матери и дальнейшего выхаживания новорожденного.

Абилитация и реабилитация инвалидов - что это?

Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.

Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.

Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.

О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.

В чем состоит суть воздействия?

Программа абилитации зависит от того, каким заболеванием страдает ребенок. Чаще всего это различные нейронные нарушения головного мозга, полученные при рождении или после травмирования, ДЦП, слепота, глухота, задержка речевого развития.

Абилитация и реабилитация инвалидов - что это?

Комплекс мер для детей с ДЦП:

  • Лечебная физкультура.
  • Ортопедические процедуры.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Специальные укладки.
  • Фармакологическое воздействие.
  • Занятия с логопедом.
  • Подвижные, специальные, настольные игры.

Комплекс мер для слабовидящих и слепых малышей:

  • Тренировка слуха и кожного восприятия.
  • Формирование особых форм условно-рефлекторной деятельности.
  • Задействование остаточного зрения, развитие оптического внимания.

Комплекс мер для слабослышащих и глухих деток:

  • Занятия с сурдопедагогом.
  • Обучение дактильной речи.
  • Развитие оставшегося слуха.

Программа для детей с задержкой речевого развития:

  • Реализация упражнений, развивающих моторику рук.
  • Тренировки на развитие слухового внимания, голосообразования.
  • Логопедическая работа – реализация доречевой и речевой деятельности.
  • Координация моторного и речевого развития.

Работа центров и семья

Если родители обращаются в специальные центры, где реализуется многосторонняя абилитация, это послужит им только на пользу. Семья никогда не останется наедине со своей бедой. Квалифицированные специалисты совместно с мамами и папами вырабатывают план действий, чтобы дальнейшая жизнь ячейки общества стала понятна и прозрачна. Родители первыми получают навыки, необходимые для ежедневной работы с ребенком.

Медики и психологи отмечают, что абилитация детей может быть эффективной только тогда, когда мамы и папы грамотно занимаются с малышом в семье (на систематической основе). Это трудный процесс, преодолеть который можно только совместными усилиями и работой.

Социальные аспекты

реабилитация и абилитация инвалидов

Социальная абилитация, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации человек начинает усваивать навыки и знания, которые помогают независимо проживать в социальной среде. Человек, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

Эти меры чаще всего направлены на адаптацию детей инвалидов и семей, находящихся в кризисной ситуации. Речь идет о формировании у малышей таких способностей и функций, которые на фоне нормального развития складываются без дополнительных усилий со стороны государства и окружающих людей.

У детей, которые обладают особыми потребностями, они развиваются только в том случае если на них воздействуют специальные технические средства и ведется целенаправленная работа психологов, педагогов, медиков и родителей.

Чему учатся ребенок и семья:

  • Основные социальные навыки.
  • Приспособление бытовой обстановки к потребностям инвалида.
  • Формирование навыков автономного проживания (ребенок получает педагогическую коррекцию).
  • Обучение стереотипам безопасного поведения.
  • Усвоение навыков, которые помогают отстаивать собственные интересы и права.
  • Обучение самоанализу.
  • Обретение навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru