Что такое аккредитив

Простым языком о том, что такое аккредитив

По умолчанию документы должны быть оформлены на языке аккредитива, поэтому если какие-либо из представляемых документов будут оформляться на другом языке, это должно быть особо оговорено в аккредитиве.

По своему усмотрению стороны могут включить в аккредитив другие условия. Однако, необходимо помнить, что условия должны носить документарный и конкретный характер, т.е. «привязываться» к определенному документу, представление которого предусмотрено по аккредитиву, и определяться конкретными показателями (а не при помощи общих ссылок на контракт, его приложения, другие документы, которые не будут представляться к оплате по аккредитиву).

Распределение банковских расходов между приказодателем (импортером) и бенефициаром (экспортером) в связи с аккредитивом. Однако надо помнить, что в любом случае ответственность за уплату комиссий и возмещение расходов лежит на инструктирующей стороне (заказчике услуг).

Также может быть указано, какие суммы покрывает аккредитив (напр., 100% стоимости товара, страховые расходы, фрахт, комиссии и т.д.). Если по сделке помимо аккредитива предусмотрены прямые платежи (предоплаты, окончательные расчеты и т.п.), это тоже желательно указать в тексте аккредитива.

Надежный способ обезопасить организацию от рисков, связанных с предоплатой по финансовым сделкам или подстраховаться при сотрудничестве с новыми поставщиками это аккредитив.

Аккредитив – открытый в банке специальный счет, который дает возможность зарезервировать находящуюся на нем сумму, при торговых отношениях. В случае полного соблюдения участниками условий договора банк обязуется выплатить определенною сумму средств получателю.

Банк выступает неким гарантом и берет на себя ответственность за осуществление выплаты средств. Это дает выгодные условия и поставщику и получателю. Первый точно знает, что получит оплату товаров, а второй уверен в том, что своевременно сможет произвести оплату.

Что такое банковский аккредитив?

Это безопасный вид расчета, позволяющий дать гарантии обеим сторонам сделки, за счет чего процесс купли-продажи происходит быстрее.

  1. Участники заключают договор, где точно прописаны условия расчета.
  2. Покупатель обращается в банк-эмитент для открытия счета, вносит на него определенную в договоре сумму денег (бронирует средства).
  3. Поставщик предоставляет банку исполнителю необходимый пакет ценных бумаг.
  4. После того, как будет открыт аккредитивный счет, эмитент сообщит об этом авизующему банку (банку продавца).
  5. Авизующий банк уведомляет поставщика об удачном открытии счета.
  6. Продавец доставляет товары покупателю и предоставляет пакет ценных бумаг, подтверждающих эту операцию, банку исполнителю.
  7. Происходит проверка предоставленных ценных бумаг авизующим банком.
  8. В зависимости от особенностей контракта, перечисление суммы денежных средств на счет поставщика осуществляет активизирующий банк или эмитент.

Для того, чтобы было проще разобраться в схеме, рассмотрим ее наглядно на картинке.

Условия открытия аккредитива и стоимость такой услуги можно посмотреть на официальном сайте выбранной кредитной организации. В Сбербанке это будет стоить 2 тыс. рублей, в Альфа банке минимальная комиссия составит 1650 руб. В Райффайзенбанке плата за услугу варьируется в диапазоне от 0 (при сумме более 1 млн. руб.) до 3500 руб. (для аккредитивов на сумму менее 1 млн. руб., открытых в московских подразделениях).

Стороны сделки самостоятельно решают, кто будет оплачивать комиссию, и указывают это в договоре купли-продажи.

Для многих участников рынка недвижимости более привычным способом расчетов является использование банковской ячейки. По своей сути она похожа на аккредитив. Это, простыми словами, способ передачи денег банку до момента перехода права собственности.

Что такое аккредитив

Разница между этими способами заключается в форме передаваемых денег. При использовании банковской ячейки, туда кладутся наличные деньги. Ключ от нее хранится у покупателя и передается продавцу только после перехода права собственности на недвижимость. Взамен продавец пишет расписку о получении денег. Имея на руках ключ и все необходимые документы, продавец идет в банк и забирает деньги из ячейки.

Аккредитив и эскроу-счет являются более современными способами проведения взаиморасчетов. Они проще в оформлении и не требуют использования наличных денег. Да, стоимость здесь немного выше аренды ячейки, но при сделках с крупными суммами денег вряд ли экономия нескольких сотен рублей станет решающим фактором.

Аккредитив или эскроу-счет?

Аккредитив очень похож на эскроу-счет, который также часто применяется при сделках с недвижимостью. С июля 2019 года согласно поправкам к федеральному закону 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», приобретать квартиры в строящихся домах можно только посредством эскроу-счетов. Иначе говоря, застройщик теперь получит не деньги инвестора, а банковский кредит на строительство. Плата застройщика по кредиту ведет к удорожанию недвижимости, что заметно снижает выгоду при приобретении жилья на раннем этапе.

Основное отличие аккредитива от эскроу состоит в ответственности банка по договору — аккредитив это двусторонний договор, где банк не является третьей стороной. Таким образом, хотя банк выступает участником и гарантом проведения сделки, ответственность его ограничена. Кроме того, аккредитив может быть отзывным.

Договор аккредитива

Документ, регулирующий отношения участников содержит в себе всю информацию обязательную для проведения сделки. В договоре фиксируются:

  • Реквизиты продавца и покупателя.
  • Вид используемой формы.
  • Бронируемая сумма денежных средств.
  • Сроки выполнения действий.
  • Сумма комиссии.
  • Порядок выплат.
  • Инструкции для случаев непогашения задолженности.
  • Права и обязанности участников.

Участниками таких финансовых сделок могут стать как юридическое так и физическое лицо.

Преимущества и недостатки аккредитива

Аккредитив – это лишь один из способов передачи денег покупателем продавцу. По сравнению с прямым взаиморасчетом, он имеет ряд преимуществ:

  1. Гарантия соблюдения интересов всех сторон сделки, поскольку расчет происходит только после перехода права собственности к покупателю. При этом продавец также может быть уверен в том, что получит свои деньги, т. к. они уже лежат на аккредитивном счете в банке.
  2. Нет необходимости использовать наличные деньги. Все расчеты происходят в безналичной форме. Ни покупателю, ни продавцу не придется носить с собой пачки денег, переживая за их сохранность.
  3. Нет необходимости уплаты аванса, который как правило используется как подтверждение серьезности намерений покупателя. Вся сумма вносится на специальный счет еще на начальных этапах оформления сделки.

Недостатки использования аккредитива хоть и незначительны, но все же могут доставить некоторые сложности при совершении сделки.

  1. Необходимость точного соблюдения всех условий договора, который подразумевает, что продавец недвижимости максимально быстро предоставит в банк все необходимые документы. Если по какой-либо причине этого не произойдет либо сделка будет проведена с некоторыми нарушениями изначально оговоренных условий, получение денег продавцом станет проблематичным. Эскроу-счет более гибок к документации.
  2. Страхование средств на счету не более 1.4 млн. рублей банковского депозита, тогда как суммы при покупке недвижимости обычно выше. Так что для сделки рекомендуется очень надежный банк. В эскроу-счете страховая сумма до 10 млн. рублей.
  3. Дополнительное время ожидания. Оно возникнет в результате перевода денег с аккредитива на счет продавца в другой банк. Эта процедура может занять несколько дней.
  4. Комиссии банков. Большинство банков предоставляют данную услугу за определенную плату. Учитывая суммы сделки, вряд ли комиссия в несколько тысяч рублей будет иметь серьезное значение, но все-таки.

Как мы видим, преимущества способа перекрывают его недостатки. Если надежность проведения сделки важнее возможности ускорить процесс передачи денег и сэкономить на комиссии, есть смысл присмотреться к данному варианту расчетов.

Аккредитивная оплата

При составлении перечня документов рекомендуется предусматривать, по возможности, представление документов, общепризнанных в международном деловом обороте и регламентированных унифицированными правилами (например, морской (океанский) коносамент, необращаемая морская накладная, чартерный коносамент, другие транспортные документы в зависимости от способа транспортировки, страховые документы, курьерские и почтовые квитанции, счета-фактуры).

Касательно иных документов, стороны по контракту должны ясно обозначить наименование или содержание таких документов, кем они должны быть выданы или заверены, как оформлены. Также необходимо указать, должны представляться копии или оригиналы документов, а также их количество и способ представления.

Важно, чтобы наименование товара в счете-фактуре точно соответствовало наименованию товара в аккредитиве, чтобы представленные документы не противоречили друг другу, и соответствовали всем условиям аккредитива. Решение платить или отказать в оплате банк принимает исключительно на основании результатов проверки представленных к оплате документов.

С одной стороны, документы должны быть достаточными, чтобы подтвердить исполнение бенефициаром своих обязательств, с другой стороны, их не должно быть слишком много, т.к. в этом случае увеличивается время их проверки, а также вероятность ошибок и расхождений в документах. Банки не обязаны проверять дополнительные документы и не несут ответственности за содержание и передачу таких документов.

Денежный перевод будет осуществлен только после выполнения всех условий, прописанных в контракте. Перечисление денег на счет поставщика происходит после доставки товаров покупателю и предоставления в банк ценных бумаг, подтверждающих данную процедуру. В случае, если условия контракта были нарушены или выполнены не полностью, покупатель вправе вернуть товар продавцу и отказаться выплачивать деньги.

Для того, чтобы открыть такой счет в банке необходимо написать заявление, в котором указана следующая информация:

  • Номер контракта.
  • Реквизиты поставщика.
  • Вид, размер и сроки работы счета.
  • Способ его выплаты.
  • Данные о предоставляемых товарах.
  • Реквизиты авизующего банка.
  • Список документов, после предоставления которых денежные средства поступят на счет поставщика.

Процесс авизования

Один из этапов работы аккредитива – это авизование аккредитивов.

Представляет собой проверку информации, содержащейся в документах и сообщение получателю средств об открытии счета.

Этот процесс наиболее важный и длительный. Правила авизования регулируются соответствующим законодательством. Банки относятся к этому процессу ответственно, чтобы избежать нарушений постановления.

Не стоит верить мошенникам, которые тратят на проверку документов небольшое количество времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru