Дети с ограниченными возможностями – это дети…

Виды ограничений

Диагноз “ОВЗ” порой вызывает у родителей и окружающих людей настоящую панику. Им на ум сразу приходит «овощ», который не в состоянии сам себя обслужить, не способный взаимодействовать с окружающей действительностью. Порой даже опытные педагоги отказываются от работы с такими «трудными» воспитанниками.

Но вопреки общераспространенному убеждению, наличие данного диагноза – не повод браться за голову и избегать общения с представителями той или иной категории детей с ОВЗ.

Классификация детей с ограниченными возможностями позволяет выделить следующие группы:

  • с нарушением слуховой функции;
  • с проблемами нарушения зрения;
  • с болезнями опорно-двигательного аппарата;
  • с трудностями в плане психического развития, умственной отсталости;
  • с поведенческими негативными реакциями;
  • с сочетанными патологиями.

Характеристики деток с ОВЗ во многом зависят от ряда показателей, из которых определяющую роль играет непосредственно сам дефект, ведь от него зависит дальнейшая жизнь больного. Для каждой из этих групп система предусматривает специальные обучающие схемы. В итоге, малыш может избавиться от дефекта или хотя бы уменьшить его проявления.

Зачастую детки, страдающие от подобных недугов, воспринимают информацию намного лучше, нежели их здоровые сверстники. Как показывает практика, умственные способности таких индивидуумов превосходят навыки и знания обычных школьников вдвое и более, ведь они много читают, стремятся развивать в себе таланты, а в связи с ограничением в одних сферах они концентрируются на других и добиваются в них колоссального результата.

Расшифровка ОВЗ

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Причины стойких расстройств здоровья

Эндогенные (это категория внутренних факторов):

  • предварительные (связаны с наследственными факторами, нервными срывами, травматизмом);
  • натальные (если говорить о состояниях, которые возникли в момент родовой деятельности, к ним относятся осложненные или чрезмерно быстрые роды);
  • постнатальные, которые связаны с заболеваниями или последствиям травм, а порой заключаются в инфекционных поражениях.

Экзогенные (это внешние причины), которые зачастую носят социально-биологический характер и обусловлены состоянием экологии, наличием у родителей вредных привычек.

Врач должен определить, что именно поразило ребенка, чтобы принять соответствующие меры по лечению.

У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:

  1. Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала. Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
  2. Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
  3. Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
  4. Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
  5. Особенности поведения больного состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект. Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
  6. Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
  7. Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели больные (последние больше являются интровертами).
  8. Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях. Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
  9. Нарушение языковой системы у нездорового дошкольника – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому малышу нормальную речевую функцию.
  10. Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости по причинам плохого здоровья.

Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) ,  имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы:

  1. Право  на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,  психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По  окончании  9, 11  класса   право  на  выбор  традиционной  формы  сдачи государственной итоговой аттестации  (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  форме  основного  государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Работа с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться больной ребенок, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. При каждом из вариантов дефектов производится выбор индивидуальной программы. Но основные аспекты образовательной среды следующие:

  • мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
  • развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
  • построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
  • формирование психологического комфорта и безопасности.

Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.

Дети с ограниченными возможностями - это дети...

На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем, преподавателем.

А школа для детей с подобными отклонениями затем обеспечит формирование нравственности, мировоззрения, гражданской позиции, творческих способностей.

Заключение

Немаловажную роль играет и семейное воспитание деток с этим диагнозом. В семейной обстановке следует создать специальные условия, в которых малыш будет проводить большую часть своей жизни.

Посредством целенаправленных действий родители смогут оказать колоссальное влияние на жизнедеятельность ребенка и его социальную адаптацию, а также на подготовку к последующей профессиональной деятельности.

Задача родителей – показать крохе устройство мира и помочь ему понять свое место в нем. А далее будут применены соответствующие педагогические методики, способствующие ускорению этого процесса.

В отношении больных детей обычно используется единый подход в комплексе, который включает в себя следующие направления:

  • психолого-медико-педагогическое диагностирование;
  • работа коррекционного и развивающего характера;
  • обеспечение своевременного лечения и укрепления здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Только такой подход позволит ребенку найти свои лучшие способности, получить достойное образование и добиться колоссального успеха во взрослой жизни. К ключевым задачам комплексного подхода к детям с ОВЗ можно отнести следующие направления:

  • развитие психофизических опций до оптимального уровня, что обеспечит полную готовность к учебе (это касается нормализации слуха, оптико-пространственного ориентирования, зрительной функции, мышц);
  • расширение кругозора ребенка с многосторонними представлениями об окружающих явлениях (все это позволит сознательно и обдуманно воспринимать учебный материал);
  • создание определенного социально-нравственного поведения, что обеспечит успешную адаптацию и позволит решать различные ситуации в жизни;
  • создание навыков и умений, нужных для осуществления той или иной деятельности;
  • развитие различных направлений мышления, что позволит трезво анализировать и оценивать ситуацию и чувствовать себя уверенно;
  • охрана соматического и психоневрологического здоровья малыша, предотвращение срывов и стрессов, обеспечение психологически комфортной обстановки;
  • предоставление системного контроля с использованием услуг специалистов: с ребенком должны работать опытные педагоги, дефектологи, психологи;

при необходимости должна быть оказана своевременная и качественная медицинская помощь.Таким образом, дети с ОВЗ – это не проблема, а возможность развить в человеке Личность с большой буквы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru