Электронный больничный лист как это работает

Кого касается

Оформить электронный больничный (далее — ЭЛН) можно в любом регионе. Это устанавливает Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ. 

Кроме того, все больше регионов присоединяются к проекту ФСС «Прямые выплаты». С 1 июля 2019 года участниками пилота стали Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области. В «Прямых выплатах» используются и бумажные, и электронные больничные.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

О том, как назначаются и выплачиваются пособия в «пилотных» регионах, мы подробно писали в статье  «Фонд будет выплачивать пособия напрямую». 

Краткий алгоритм использования

  1. Заболевший работник обращается в медицинское учреждение для оформления ЭЛН с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность.
  2. Электронный больничный лист как это работаетЗаполнение ЭЛН медицинским работником осуществляется после осмотра пациента, установления первичного диагноза и получения подписанного добровольного согласия на его выдачу.
  3. Врач сообщает пациенту уникальный номер ЭЛН, состоящий из 12 цифр.
  4. О номере ЭЛН работник уведомляет работодателя любым доступным ему способом (по телефону, электронной почтой, лично).
  5. По окончании лечения ЭЛН подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями врача и лечебной организации, направляется в «Соцстрах».
  6. Работодатель проверяет полученные сведения, подписывает их своей электронной подписью и производит выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Есть номер ЭЛН. Что дальше?

Чтобы получить информацию из базы ФСС, бухгалтеру нужно ввести номер ЭЛН и СНИЛС работника в личном кабинете страхователя в ЕИИС «Соцстрах», затем заполнить свою часть в электронном больничном и направить ее в базу ФСС. 

В появившемся окне укажите номер ЭЛН, СНИЛС сотрудника и регистрационные данные организации, за которую отчитываетесь.

Электронный больничный лист как это работает

Еще не пользуетесь Экстерном? Попробуйте! 3 месяца бесплатно после регистрации.

Зарегистрироваться

Подробную инструкцию о том, как бухгалтеру подключиться к электронному обмену больничными, оформлять и учитывать пособие по новым правилам, читайте в статье «Электронный больничный: инструкция для бухгалтера».

Подключение к системе и регистрация в ЕСИА

Техническая возможность

подключения

к системе выдачи виртуальных больничных предоставлена ФСС повсеместно.

Наниматели получают доступ к электронным базам больничных через «Личный кабинет работодателя» Фонда социального страхования. Чтобы сделать обработку ЭЛН удобнее, можно пользоваться такими бухгалтерскими программами, как «1С:Зарплата и управление персоналом», «Упрощенка 24/7» и другие. О нюансах работы с электронным больничным в системе СБИС, читайте тут.

ЕСИА обеспечивает доступ разных категорий пользователей к информации, которая хранится в государственных информационных системах, и её защиту.

Авторизоваться в ЕСИА могут пользователи с зарегистрированным аккаунтом любого типа. Для перехода на страницу регистрации следует нажать кнопку «Вход» в информационной системе, интегрированной с ЕСИА.

Для авторизации с помощью электронной подписи (ЭП) следует:

  1. выбрать вариант «Войти с помощью электронных средств»;
  2. подключить носитель электронной подписи;
  3. выбрать сертификат ключа проверки цифровой подписи;
  4. указать пин-код доступа к носителю ЭП и нажать кнопку «ОК».

Для успешной аутентификации необходимо, чтобы в сертификате был указан СНИЛС физического лица.

В случае возникновения трудностей при регистрации в ЕСИА, можно обратиться в службу технической поддержки Единого портала государственных и муниципальных услуг.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Данные для расчета пособия по нетрудоспособности в ЭЛН подтверждаются усиленными электронными подписями компетентных лиц: главного бухгалтера, руководителя и страхователя.

Следует отметить, что электронная подпись не работает без установленного криптопровайдера.

Как ОБ начать работу с электронными больничными?

Уполномоченный представитель организации тоже может отправлять документы в ФСС (Приказ ФСС РФ №613 от 26.12.2014). Чтобы работать с электронными больничными листками, зафиксируйте право действовать от имени страхователя. 

  1. Оформите доверенность от страхователя с обязательным указанием о праве отправлять электронный листок нетрудоспособности.
  2. Зарегистрируйтесь на сайте ФСС.
  3. В личном кабинете на вкладке «Уполномоченный» укажите организацию, с которой будете работать.
  4. На этой же вкладке прикрепите скан доверенности в формате PDF и открытый ключ электронной подписи уполномоченного представителя.
  5. Передайте бумажный оригинал доверенности в региональное отделение фонда по месту регистрации страхователя.
  6. После успешной проверки документов в строке доверенности появится статус «Утвержден». Теперь вы можете отправлять документы за доверителя, используя свою электронную подпись.

Если вы уже отправляете в ФСС реестры сведений доверителя для выплаты пособий, обратитесь в региональное отделение фонда. Задайте вопрос, можно ли использовать уже зарегистрированную доверенность для подписания ЭЛН. 

Есть два варианта развития событий: сотрудников фонда может устроить загруженная ранее доверенность, либо они попросят загрузить доверенность с пометкой о праве отправлять ЭЛН.

Порядок взаимодействия работодателя с ФСС по листку нетрудоспособности

Подключение работодателя к системе ЭЛН является не правом, а обязанностью. Согласно законодательству только работник выбирает получать больничный в электронном или бумажном виде. По юридической силе эти документы одинаковы. Работодатель обязан принять любой больничный лист.

Для организаций утвержден порядок, регламентирующий работу с электронным видом документа, удостоверяющего нетрудоспособность. Что делать в случае, если сотрудник принес ЭЛН, но работодатель не имеет технической возможности принять электронный формат больничного? Действия работника — обратиться в лечебное учреждение, где ему будет выдан бумажный вариант больничного и принести его работодателю.

Далее рассмотрим, какие действия должен предпринять руководитель, если работник принес ЭЛН.

Можно ли использовать ранее зарегистрированную доверенность для работы с ЭЛН?

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

ФСС допускает работу с ЭЛН с нулевым ОГРН в сертификате. Это может быть, например, нотариус или иностранное представительство. Чтобы настроить работу с таким сертификатом:

  1. Зарегистрируйте организацию с нулевым ОГРН в сертификате на сайте ФСС. 
  2. На вкладке «Уполномоченный» укажите эту организацию с нулевым ОГРН: таким образом организация становится уполномоченным представителем себя самой.
  3. Загрузите сертификат с нулевым ОГРН.
  4. Обратитесь в региональное отделение фонда и уточните, какой документ нужно заполнить и подгрузить на портал, чтобы начать работать с ЭЛН как уполномоченный представитель за самих себя.

При запросе ЭЛН появляется ошибка. Что делать?

При запросе ЭЛН вы можете получить протокол с указанием ошибок. Обычно они связаны с тем, что ОГРН и РНС в запросе не принадлежат одной организации. Для исправления ошибки найдите подходящий по ОГРН и РНС сертификат. Если ОГРН и РНС верные, обратитесь в региональное отделение ФСС. 

Электронный больничный лист как это работает

У вас бухгалтерская фирма? Ведите клиентов в сервисе Контур.Бухгалтерия.

Зарегистрироваться

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru