ФЗ о животном мире: основные положения и суть закона

Статья 12. Основные принципы государственного управления в
области охраны и устойчивого использования объектов животного мира

животный мир – совокупность живых организмов всех видов
диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской
Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к
природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны
Российской Федерации;

объект животного мира – организм животного
происхождения (дикое животное);

биологическое разнообразие животного мира –
разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в
экологических системах;

генетические ресурсы животного мира – часть
биологических ресурсов, включающая генетический материал животного
происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности;

устойчивое существование животного мира –
существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного
времени;

использование объектов животного мира – изучение,
добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от
указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей
человека с изъятием их из среды обитания или без такового;

устойчивое использование объектов животного мира –
использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной
перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при
котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому
существованию;

ФЗ о животном мире: основные положения и суть закона

среда обитания животного мира – природная среда, в
которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы;

охрана животного мира – деятельность, направленная на
сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования
животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и
воспроизводства объектов животного мира;

охрана среды обитания животного мира – деятельность,
направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования
и воспроизводства объектов животного мира;

пользование животным миром – юридически обусловленная
деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по
использованию объектов животного мира;

пользователи животным миром – граждане,
индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена
возможность пользоваться животным миром;

абзац 14 статьи 1 утратил
силу с 1 апреля 2010 г. согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №
209-ФЗ;

абзац 15 статьи 1 утратил
силу с 1 апреля 2010 г. согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №
209-ФЗ;

абзац 16 статьи 1 утратил
силу с 1 апреля 2010 г. согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г. №
209-ФЗ;

абзац 17 статьи 1 утратил
силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18. июля 2011 г. №
242-ФЗ.

обеспечение устойчивого существования и устойчивого
использования животного мира;

поддержка деятельности, направленной на охрану животного
мира и среды его обитания;

осуществление пользования животным миром способами, не
допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими
принципами гуманности;

недопустимость совмещения деятельности по осуществлению
федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по
использованию объектов животного мира;

привлечение граждан и общественных объединений к решению задач
в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов
животного мира;

отделение права пользования животным миром от права
пользования землей и другими природными ресурсами;

платность пользования животным миром;

приоритет международного права в области использования и
охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

Статья 13 утратила силу с 1
января 2007 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ.

Общие положения закона о животном мире

Федеральный закон № «О животном мире» вступил в силу 24.04.1995.

Главной задачей нормативного документа является урегулирование правоотношений в сфере использования животного мира, его охраны с целью сохранения разнообразия и развития для обеспечения стабильности генофонда и защиты его как основополагающей составляющей окружающей природной среды и экологии.

Закон представлен 61 статьей в 10 главах, регулирующих следующие вопросы:

  • № 1 — регламентирует цели и задачи нормативного документа, правовую базу, а также права и обязанности субъектов правоотношений в сфере охраны животного мира;
  • № 2 — определяет особенности государственного регулирования в сфере защиты и использования объектов фауны;
  • № 3 — регламентирует порядок проведения мероприятий, направленных на охрану животного мира и среды обитания его представителей;
  • № 4 — содержит положения, касающиеся прав и статуса лиц, уполномоченных на выполнение охранных функций фауны;
  • № 5 — устанавливает регламент и ограничения использования ресурсов животного мира;
  • № 6 — регламентирует традиционные методы охраны и использования объектов животного мира;
  • № 7 — регулирует экономические аспекты охраны и использования объектов животного мира;
  • № 8 — посвящена ответственности за нарушения положений действующего законодательства в сфере охраны и пользования объектами животного мира;
  • № 9 — регламентирует порядок применения международных норм;
  • № 10 — заключительные положения, а также порядок вступления Закона в силу.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»

Предлагается рассмотреть несколько ключевых норм Закона, чтобы иметь представление о предмете регулирования, субъектом и объектном составе, а также правомочиях участников правоотношений в сфере использования и охраны животного мира.

К субъектам правоотношений в сфере пользования и охране природной фауны относятся:

  • физические и юридические лица;
  • общественные организации и объединения;
  • религиозные организации.

Нормативно вышеуказанным субъектам предоставляются следующие права:

  • получать сведения от государственных органов власти, если иное не установлено законодательством РФ;
  • инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу;
  • осуществлять общественный контроль;
  • реализовывать мероприятия, направленные на охрану животного мира и его естественной среды обитания;
  • способствовать проведению государственных программ.

Государственные органы власти при реализации вверенных полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира обязуются принимать во внимание предложения и рекомендации субъектов рассматриваемых правоотношений.

Статья 4

В данной норме регламентируется право государственной собственности на объекты животного мира.

Другими словами, законодательно закреплено суверенное право собственности государства.

Любые правоотношения, возникающие в сфере использования или охраны объектов животного мира, не могут обходиться без прямого участия представителей федеральных и региональных органов власти.

Закон допускает в отношении объектов животного мира заключение сделок, предметом которых является:

  • купля-продажа;
  • передача в залог;
  • иные соглашения при непосредственном участии органов государственной власти.

Порядок использования объектов животного мира регламентируется, в том числе, положениями гражданского законодательства в той части правоотношений, которые не урегулированы настоящим Законом.

Важно! Представители фауны, изъятые из естественной среды обитания, могут быть переданы в частную, государственную или муниципальную собственность.

Статья 21

Государство может ограничить, приостановить или полностью запретить пользование определенными объектами животного мира в целях его сохранения и воспроизводства на территориях или акваториях, либо в течение определенного периода времени.

Статья 22

Норма закрепляет способы и методы сохранения естественной среды животного мира.

Статья регламентирует, что осуществление любой деятельности, сопряженной с внедрением в среду обитания фауны, должно быть в четком соответствии с требованиями действующего законодательства.

Деятельность, связанная с непосредственным использованием представителей животного мира, не должна вредить им, а также наносить ущерб сельскому и прочим хозяйствам.

При возведении зданий и сооружений в зоне естественного обитания фауны, а также при организации мест массового отдыха, в обязательном порядке требуется проведение мероприятий, направленных на сохранение животного мира.

Компания или организация, осуществляющая охранную деятельность животного мира, обязуется обеспечить неприкосновенность вверенных территорий.

При сооружении железной дороги, линий электропередач, связи и иных технологических конструкций в пределах территории обитания представителей фауны, необходимо обеспечение и сохранность путей естественной миграции определенных видов животных.

Кроме того, необходимо проведение работ, обеспечивающих защиту территорий сосредоточения представителей животного мира в зимние периоды (зимовки), а в естественной зоне обитания особо редких видов фауны запрещается ведения хозяйственной деятельности.

Статья 31

Данная статья регламентирует правомочия должностных лиц, на которых возложена ответственность за обеспечение охраны природы.

Закон предоставляет следующие полномочия:

  • контроль за наличием документов у граждан, осуществляющих деятельность в местах естественного обитания представителей фауны;
  • фиксация правонарушений, а также привлечение к административной ответственности;
  • проведение досмотра лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения;
  • реализация мер по изъятию запрещенных предметов, а также представителей фауны, запрещенные к извлечению из естественной среды обитания;
  • должностные лица, в рамках и порядке, установленном действующим законодательством РФ, вправе применять оружие, а также меры физического воздействия в случае возникновения обоснованной необходимости.

Рассматриваемый Федеральный закон регламентирует правомочия различных структур в системе органов государственной власти в сфере охраны и использования животного мира.

Статья 55

Нарушение действующего законодательства в сфере использования и охраны животного мира приведет к привлечению к ответственности как административной, так и уголовной.

Статья 56

Субъекты правоотношений в сфере использования и охраны фауны, нанесшие ущерб объектам животного мира, их естественной среде обитания, возмещают причиненный вред в добровольном или принудительном порядке в размере, определенном по результатам проведенных подсчетов с применением такс и методик исчисления ущерба животному миру. При их отсутствии — согласно фактическим затратам на возмещение нанесенного вреда.

Если предотвращение ущерба сельскому, водному или лесному хозяйству невозможно, нанесенного в результате жизнедеятельности фауны, то убытки компенсируются из средств фондов экологического страхования при условии, что пользователь имеет членство в таком фонде.

Статья 57

Споры, возникающие в сфере охраны и использования объектов животного мира и их естественной среды обитания, разрешаются в судебном порядке, установленным действующим законодательством РФ.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон РСФСР от 14 июля 1982 года “Об охране и использовании животного мира” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1029).

3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

24 апреля 1995 года

N 52-ФЗ

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области
охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения
биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов,
создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения
генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как
неотъемлемого элемента природной среды.

Под федеральным государственным надзором в области охраны,
воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих переданные полномочия, направленная на предупреждение, выявление
и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными
должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными
представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и
гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и
использования объектов животного мира и среды их обитания (далее – обязательные
требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и
(или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов
животного мира, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и
деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по
систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и
прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении
органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области охраны,
воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области
охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их
обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ
“О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля” в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или
Правительством Российской Федерации.

Федеральный государственный надзор в области охраны,
воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на
особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление
которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями,
осуществляется должностными лицами указанных учреждений, являющимися
государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие
осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой
природной территории (акватории), а также разрешения на хранение и ношение
огнестрельного оружия, выданные в соответствии с Федеральным законом от 13
декабря 1996 года № 150-ФЗ “Об оружии”;

привлекать к административной ответственности в соответствии
с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц,
остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий
добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из
них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования
и переработки;

изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного
мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов
животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие
документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а
также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и
охотничье огнестрельное оружие;

применять физическую силу, специальные средства, служебное
оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие
самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

Специально уполномоченные государственные органы по охране,
федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания имеют право в соответствии со статьей 12
Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ “Об оружии”
приобретать и использовать служебное оружие, а также в качестве служебного
гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Приобретение,
хранение и применение указанного оружия регулируются законодательством Российской
Федерации об оружии.

Перечень должностных лиц специально уполномоченных
государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и
регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том
числе сотрудников федеральных государственных учреждений, которым разрешено
хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также
разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и
охотничьего огнестрельного оружия, определяется Правительством Российской
Федерации.

Предельная численность должностных лиц специально уполномоченных
государственных органов субъекта Российской Федерации по охране, федеральному
государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира
и среды их обитания, которым разрешено хранение, ношение и применение
специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве
служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия,
определяется Правительством Российской Федерации.

Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а
также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и
охотничьего огнестрельного оружия, специальных средств, а также правила их
применения должностными лицами, указанными в части третьей настоящей статьи,
устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Должностные лица, выполняющие задачи по охране, федеральному
государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира
и среды их обитания, при исполнении служебных обязанностей носят форменную
одежду. Образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, порядок ношения
форменной одежды утверждаются федеральными органами исполнительной власти,
осуществляющими функции по федеральному государственному надзору и надзору в
сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды
их обитания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области обороны.

Любое воздействие на должностных лиц, выполняющих задачи по
охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания, препятствующее выполнению ими
должностных обязанностей, или вмешательство в их деятельность влечет
наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Социальная защита должностных лиц специально уполномоченных
государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и
использованию объектов животного мира и среды их обитания осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.

Пользование животным миром в научных,
культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях
посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов
исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается
без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда
животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным
миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель,
землевладельцев, землепользователей, за исключением случаев, когда такое
пользование запрещено.

Пользование животным миром в научных,
культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с
изъятием объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, из
природной среды допускается по разрешениям, выдаваемым в соответствии с
разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального
закона, соответствующими специально уполномоченными государственными органами
Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира и
среды их обитания в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Участие граждан и юридических лиц в охране и
использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания

Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ.

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

  • обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
  • поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  • осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  • недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
  • привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
  • платность пользования животным миром;
  • приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

В целях реализации требований настоящего Федерального закона осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания.

Федеральные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания утверждаются Правительством Российской Федерации.

Региональные и местные программы разрабатываются и реализуются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Мероприятия по охране отдельных объектов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей среде. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Часть вторая утратила силу с 1 августа 2011 года. – Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других).

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях”.

Статья 48. Право на
применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их
жизнедеятельности

Законодательство Российской Федерации об охране и
использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и
использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной
свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира,
содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в
целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных
научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования
сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных,
содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования среды обитания
объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными
законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны и использования объектов
животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны
Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в
какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.

Имущественные отношения в области охраны и использования
животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не
предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации
является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и
осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в
порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
нормами международного права.

Часть 3 статьи 4 утратила
силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 420-ФЗ.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром
на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.

Часть 5 статьи 4 утратила
силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 420-ФЗ.

К объектам животного мира нормы гражданского права,
касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются
постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами.

Часть 7 статьи 4 утратила
силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 420-ФЗ.

Часть 8 статьи 4 утратила
силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. № 420-ФЗ.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами
животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой
они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в
установленном порядке, могут находиться в частной, государственной,
муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию
и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Объекты животного мира предоставляются в пользование
физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим
Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих
ресурсов.

пользоваться объектами животного мира, предоставленными в
пользование;

пользоваться без разрешения объектами животного мира,
приобретенными для расселения;

собственности на добытые объекты животного мира и продукцию,
полученную от них, если иное не установлено федеральными законами;

абзац 5 части 1 статьи 40
утратил силу с 1 апреля 2010 г. согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г.
№ 209-ФЗ;

заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на
использование ими объектов животного мира;

вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции,
полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным
миром, и производить изделия из объектов животного мира;

реализовывать произведенные продукцию и изделия;

получать земельные участки в производственных и иных целях в
порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным
законодательством Российской Федерации;

возводить на полученных в установленном порядке земельных
участках постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые
для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным
миром;

предъявлять в установленном законодательством Российской
Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями
юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира,
ухудшение среды обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение
права на пользование животным миром, права собственности на полученную
продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром
при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды;

оказывать воздействие на среду обитания объектов животного
мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с
землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными
государственными органами по охране, контролю и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания.

осуществлять только разрешенные виды пользования животным
миром;

соблюдать установленные правила, нормативы и сроки
пользования животным миром;

применять при пользовании животным миром способы, не
нарушающие целостности естественных сообществ;

не допускать разрушения или ухудшения среды обитания
объектов животного мира;

осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов
животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие
воспроизводство объектов животного мира;

оказывать помощь государственным органам в осуществлении
охраны животного мира;

обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного
мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Часть 3 статьи 40 утратила
силу с 1 января 2012 г. согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №
331-ФЗ.

Правила охоты устанавливаются в соответствии с федеральным
законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Правила использования
объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, утверждаются для
каждого субъекта Российской Федерации органами государственной власти в
соответствии с их полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Пользование животным миром осуществляется с применением
орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких
животных.

Граждане Российской Федерации, чье существование и доходы
полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их
предков, включая охоту и собирательство, имеют право на применение традиционных
методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, если
такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического
разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство объектов
животного мира, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для
человека.

Это право указанные граждане могут осуществлять как
индивидуально, так и коллективно, создавая объединения на различной основе
(семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников,
собирателей, рыболовов и иные).

Сохранение и поощрение традиционных методов использования и охраны
животного мира, среды его обитания должны быть совместимы с требованиями
устойчивого существования и устойчивого использования животного мира.

Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам
Российской Федерации, представители других этнических общностей, самобытная
культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и
использования объектов животного мира, и их объединения имеют право на
приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения
в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Российской Федерации.

предоставление первоочередного выбора промысловых угодий
гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой
настоящей статьи, и их объединениям;

льготы в отношении сроков и районов добычи объектов
животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов
животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности;

исключительное право на добычу определенных объектов
животного мира и продуктов их жизнедеятельности;

иные виды пользования животным миром, согласованные со
специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по
охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды
их обитания.

Право на приоритетное пользование животным миром
распространяется на граждан, принадлежащих к группам населения, указанным в
части первой настоящей статьи, а также на иных граждан, постоянно проживающих
на данной территории в местах традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации
и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, указанных в
части первой настоящей статьи.

Заключение

Животный мир — охраняемый государством объект, играющий немаловажное значение в экологической и биологической системах.

Любые правоотношения в РФ регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами. Деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, регулируется Федеральным законом «О животном мире».

Закон имеет определенную структуру и содержит ключевые положения, касающиеся охраны и использования фауны на территории страны.

За нарушение действующего законодательства предусматривается административная и уголовная ответственность.

Нормативный документ устанавливает перечень и полномочия органов государственной власти, в задачи которых входит контроль и обеспечение исполнения требований действующих нормативных правовых актов.

Лица, чья деятельность напрямую или косвенно связана с использованием или вмешательством в животный мир, в обязательном порядке должны ознакомиться и руководствоваться рассматриваемым Законом.

Статья 14. Государственный учет и государственный кадастр
объектов животного мира

В целях обеспечения охраны и использования животного мира,
сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный
учет объектов животного мира и их использования, а также ведется
государственный кадастр объектов животного мира.

Государственный кадастр объектов животного мира содержит
совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира,
их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их
хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

Государственный учет и прогнозирование состояния животного
мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране,
федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов
животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий,
предусмотренным статьями 5
и 6 настоящего
Федерального закона.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет
используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять
полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный
орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования
объектов животного мира и среды их обитания.

Ведение государственного учета и государственного кадастра
объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти.

Статья 15. Государственный мониторинг объектов животного
мира

Государственный мониторинг объектов животного мира является
частью государственного экологического мониторинга (государственного
мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных
наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью,
физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их
обитания.

Государственный мониторинг объектов животного мира
проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей
статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения
последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического
разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и
научно обоснованного их использования.

Порядок ведения государственного мониторинга объектов
животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru