Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

Понятие

Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример можно посмотреть ниже) — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. В статье разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже.

По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.

Разберем отличия данных групп.

Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.

Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.

Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющие товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.

Анализ реестра контрактов ЕИС

Для получения ценовой информации заказчик может использовать следующие процедуры.

П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК.

Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».

Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также Приложение № 2 Приказа № 567).

Для определения стоимости закупки заказчику следует использовать не менее трех цен, предлагаемых различными поставщиками.

Предоставленные цены не должны значительно разниться между собой. К примеру, при предложении одного поставщика за товар 100 рублей, а другого — 1000 рублей показатели будут считаться неоднородными и не могут использоваться при расчете НМЦК. Для этого заказчику необходимо рассчитать коэффициент вариации, который не должен превышать 33 %.

Ориентируясь на общие правила об определении требований к товарам, а также к их предельной цене, принятые постановлением Правительства № 927 от 02.09.2015, бюджетная организация внутренним приказом устанавливает собственные требования к товарам, нормативным затратам, а также предельной цене закупаемых товаров.

f1

В постановлении стоимость необходимого автобуса органичена 2 000 000 рублей. Допустим, в примере бюджетная организация установила предельную цену на приобретение автобуса для перевозки детей также не более 2 000 000 рублей. В год планируется приобрести пять единиц.

Соответственно, НМЦК будет равна 5 х 2 000 000 = 10 000 000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным.

Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Данный метод заключается в анализе рыночных цен на идентичные товары, работы, услуги, или при их отсутствии – на однородные товары, работы, услуги.

Идентичными, как разъясняется в положениях частей 13 – 15 статьи 22 Закона о контрактной системе, являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Однородными товарами являются те товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и/или состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

Так, например, идентичными признаются автомобильные покрышки одной и той же марки, с одними и теми же характеристиками, но поставляемые разными продавцами. Если же покрышки будут иметь одинаковые характеристики, но марки производителя у них будут разные, такие товары могут быть признаны однородными.

• направить запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Количество запросов нормативно никак не закреплено зависит от сформированности рынка на закупаемые товары, работы, услуги. Методические рекомендации предусматривают направление не менее 5 запросов, чтобы получить на них не менее 3 ответов, но обычно заказчики ограничиваются 3 запросами.

• разместить запрос в Единой информационной системе в сфере закупок о предоставлении информации об НМЦК;

• проанализировать данные из реестра контрактов по закупаемым товарам, работам, услугам. Контракты при этом должны быть заключены не ранее последних 3 лет и исполнены без нарушений;

• использовать общедоступную информацию.

Так, при расчёте цены на поставку бензина автомобильного можно использовать цену литра топлива, взятую из коммерческого предложения потенциального поставщика, открытые статистические данные на сайте Росстата, а также официальную информацию мониторинга цен о максимальной и минимальной стоимости топлива за месяц, публикуемую на сайте органа государственной власти субъекта.

V = (σ/{amp}lt;Ц{amp}gt;) * 100%, где

Ц – предложенная цена

№ – количество предложений.

f1

– НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

№ – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации.

Следует также учесть, что цены прошлых периодов могут быть приведены к текущему уровню цен с помощью специального индекса потребительских цен, установленному Росстатом.

В целом, данный метод определения НМЦК является наиболее эффективным на рынках со сформированной конкурентной средой.

f1

Более того, Письмом Минэкономразвития России от 01.12.2016 № Д28и-3155 определено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Рекомендуется использовать информацию о рыночных ценах идентичных товаров, имеющих одинаковые характерные для них основные признаки и планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При этом для обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе использовать информацию, полученную из любых источников, указанных в части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе (информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки;

информация о ценах, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях; информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах; информация о котировках на электронных площадках; данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг; информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов; информация о рыночной стоимости объектов оценки; информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

Однако при применении указанного метода возникает некоторое количество сложностей. Так, например, часто у заказчиков возникает вопрос, возможно ли уменьшить НМЦК до уровня лимитов бюджетных обязательств, если при использовании метода анализа рынка рассчитанная средняя цена получилась выше таких лимитов?

Регулятор контрактной системы даёт на этот вопрос положительный ответ: Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара, работы, услуги, особенно учитывая положения части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, и цена заключаемого контракта ограничивается лимитами бюджетных обязательств4.

Кроме того, важно обратить внимание, что в ряде случаев при использовании данного метода расчета НМЦК для отдельных видов товаров предусмотрены ограничения в цене. А именно, пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1517 «О государственном регулировании цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» предусмотрено, что начальные (максимальные) цены контрактов на закупку медицинских изделий не могут превышать зарегистрированные предельные отпускные цены производителей на медицинские изделия с учетом установленных предельных размеров оптовых надбавок и налога на добавленную стоимость (для медицинских изделий, облагаемых налогом на добавленную стоимость).

Как отмечается Минфином России, закупка медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включенных в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг от 22.10.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

2016 № 2229-р, и определение НМЦК осуществляются на основании положений Закона о контрактной системе, в том числе статьи 22 указанного федерального закона, а также Закона об охране здоровья граждан, с учетом положений, предусмотренных указанным выше Постановлением, регулирующим цены на медицинские изделия5.

I. Общие положения

Основные характеристики объекта закупки  
Используемый метод определения НМЦК с обоснованием:  
Расчет НМЦК  
Дата подготовки обоснования НМЦК
Работник контрактной службы/контрактный управляющий:
           
(должность)  
    /     /
(подпись/расшифровка подписи)  
           
“__” ______________ 20__ г.
           
Ф.И.О. исполнителя/контактный телефон

Нормативный метод по 44-ФЗ: пример

Данный метод может применяться вместе с методом сопоставимых рыночных цен. В этом случае полученная цена не может превышать цену, рассчитанную с помощью нормативного метода.

Если на закупаемые товар, работу или услугу распространяется нормирование в сфере закупок, то для обоснования НМЦК возможно использовать нормативный метод.

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)6.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» общий объем затрат, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема лимитов бюджетных обязательств, доведенных до федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов как получателей средств соответствующего бюджета на закупку товаров, работ и услуг в рамках исполнения соответственно федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

В частности, метод заключается в использовании предельных цен товара, работы, услуги, установленных приказами о нормировании, размещенными в ЕИС в сфере закупок.

Так, например, в системе МВД России предельная цена услуги по заправке картриджей для принтеров (печатающих устройств) в расчёте на 1 картридж составляет 700 рублей, в соответствии с разделом 6 главы II приложения к Распоряжение МВД России от 13.07.2018 № 1/7962 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций МВД России и подведомственных казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг».

Нормативный метод возможно сочетать с методом сопоставимых рыночных цен, однако в этом случае НМЦК, определённая с помощью метода анализа рынка, не должна превышать нормативную.

а) закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Причём для использования проектно-сметного метода необходимо, чтобы такие работы подразумевали составление проектно-сметной документации, в ином случае обоснование необходимо проводить методом анализа рынка8;

б) закупки реставрационных работ, то есть работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

Также данный метод может применяться при определении НМЦК на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № Д28и-3795 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отмечается, что согласно п. 6.

1 Методических рекомендаций основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в случае если заказчик воспользовался правом определения НМЦК проектно-сметным методом основанием для такой НМЦК при осуществлении работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений также должна являться проектная документация9.

Важно обратить внимание на то, что, как разъясняется Минфином России, укрупненный сводный сметный расчет предпроектной документации не является основанием для определения НМЦК. Так как при отсутствии проектной документации невозможно определить объем работ, подлежащих выполнению при строительстве, в том числе, определить стоимость таких работ, в связи с чем невозможно установить НМЦК.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

Приведем пример нарушения определения НМЦК проектно-сметным методом.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6.1 раздела VI Приказа № 567).

УФАС при рассмотрении жалобы установил несоответствие раздела аукционной документации «Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта» и сметной документации по разработке вариантов интерьеров и дизайн-проекта по объекту «Республиканский театр кукол в г. Йошкар-Ола» сделало вывод об отсутствии обоснования НМЦК на сумму расхождений и о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе11.

Составление проектно-сметной документации, проектной документации на реставрацию, а также сметного расчёта на текущий ремонт осуществляется специалистами-сметчиками в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Необходимо отметить, что проектно-сметная документация подлежит в случаях, определённых ст. 49 ГрК РФ, экспертизе, а в случае, если финансирование работ производится из федерального бюджета – и проверке достоверности определения сметной стоимости в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

В целях установления НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчику необходимо определить четкие параметры предмета закупки, а также основные, оказывающие влияние на цену контракта условия исполнения контракта.

Указанные сведения выявляются при подготовке и формировании потребности заказчика, а также при подготовке технических требований, спецификаций и технических заданий на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, и подготовке документации о закупке.

размеры оборудования;

тип (моноблок, мультисплит-система, сплит-система);

тип внутреннего блока (канальный, кассетный, колонный, мобильный, напольно-потолочный, настенный, оконный);

число внутренних блоков мультисплит-системы;

уровень шума;

режимы работы (охлаждение, охлаждение/обогрев);

обслуживаемая площадь;

наличие пульта дистанционного управления;

режим приточной вентиляции;

наличие сенсора движения;

инверторное управление мощностью;

наличие автоматического режима;

наличие ночного режима;

наличие режима осушения воздуха;

наличие фильтров тонкой очистки воздуха и другие.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

Исходя из возможных характеристик оборудования заказчик выявляет характеристики, соответствующие его потребностям, например, заказчик определил, что ему требуется настенная сплит-система с режимом работы на охлаждение и обогрев, с обслуживаемой площадью от 30 до 50 кв. м, с инверторным управлением мощностью.

Далее заказчику необходимо провести анализ рынка в целях выявления предложений, соответствующих установленным требованиям к продукции по определенным параметрам.

Сведения о конкретных моделях товаров, их производителях и поставщиках можно получить в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также в каталогах и других справочных изданиях.

1. Модель 1.

2. Модель 2.

3. Модель 3.

4. Модель 4.

Заказчиком для расчета НМЦК принимается товар, наиболее полно удовлетворяющий потребностям заказчика, а именно – Модель 1, так как она обладает дополнительными преимуществами в сравнении с остальными моделями, а именно: наличием плазменного фильтра, генератора анионов и невысоким уровнем шума.

Тарифный метод

Данный метод определения НМЦК эффективен в случае установления на закупаемые товары, работы или услуги регулируемых государством или муниципальными образованиями цен (тарифов).

Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Также указанными методическими рекомендациями установлено, что, при применении тарифного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

По мнению Минэкономразвития России, в случае если предельные цены (тарифы) на товары, работы, услуги по предмету закупки установлены правовыми актами органов местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности, заказчик вправе применить тарифный метод для определения НМЦК7.

Особой разновидностью тарифного метода является его применение при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

• одним из методов, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ;

• средневзвешенной ценой, то есть ценой на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета;

• референтной ценой, то есть ценой, рассчитываемой автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и передаваемой в ЕИС в сфере закупок.

После чего заказчик использует для обоснования НМЦК с минимальным значением.

ПРИМЕР РАСЧЕТА НМЦК ЗАТРАТНЫМ МЕТОДОМ

Содержание работ (услуг) Трудоемкость, чел./мес. Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес. Стоимость работ, руб.
Вид работ N 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок 8 40 000,00 320 000,00
Вид работ N 2: Анализ правоприменительной практики реализации законодательства Российской Федерации в сфере закупок 8 22 000,00 176 000,00
Вид работ N 3 8 30 000,00 240 000,00
Вид работ N 4 6 15 000,00 90 000,00
Вид работ N 5 20 45 000,00 900 000,00
Вид работ N 6 12 45 000,00 540 000,00
Вид работ N 7 16 45 000,00 720 000,00
Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием научно-технической продукции (фонд оплаты труда), руб. 78 2 986 000,00
Отчисления на социальные нужды, руб. 1 015 240,00
Материалы, руб. 0
Спецоборудование для научных (экспериментальных) работ, руб. 0
Прочие прямые расходы (0%), руб. 0
Накладные расходы (40%) 1 194 400,00
Себестоимость работ, руб. 5 195 640,00
Прибыль (5%), руб. 259 782,00
Сметная стоимость контракта, руб. 5 455 422,00
Сметная стоимость контракта, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,06), руб. 5 782 747,32

Данный метод применяется редко, чаще всего как дополнение к другим методам обоснования НМЦК, и заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.

Как указывается в Методических рекомендациях, при определении произведенных затрат учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Письмом Минэкономразвития от 31.12.2014 № Д28и-2917 «О необходимости наличия в составе заявки на участие в открытом конкурсе (второй части заявки на участие в электронном аукционе) сертификата о происхождении товара по форме СТ-1» определено, что затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам.

Представляется целесообразным использовать данный метод в дополнение к методу анализа рынка при закупке проектных и изыскательских работ. Пример применения затратного метода при закупке научно-исследовательской работы по теме: «Разработка методов повышения эффективности государственных закупок» приведён в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям.

Необходимость обоснования НМЦК при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

В практике часто возникает вопрос о необходимости обоснования НМЦК в случае, если контракт заключается по части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Нормами части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при формировании плана-графика обоснованию подлежит, в том числе, НМЦК или цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона о контрактной системе.

Исходя из положений части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должна определяться и обосновываться только в случаях, перечисленных в самом Законе о контрактной системе.

Такие случаи (точнее, исключение из общего правила необходимости обоснования цены контракта) перечислены в части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Следовательно, если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 – 48, 50 – 55 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обосновывать цену контракта методами, указанными в части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, не требуется.

Несмотря на то, что рекомендации по обоснованию НМЦК каждым из доступных методов утверждены Приказом № 567, количество жалоб участников размещения заказов показывает, что на практике могут возникать спорные ситуации, при которых не ясно, соблюден ли заказчиком надлежащий порядок определения НМЦК. При использовании метода сопоставимых рыночных цен возникают вопросы, связанные с количеством используемых заказчиком источников информации о ценах, а также с содержанием такой информации.

Антимонопольные органы признают определение НМЦК на основании менее чем пяти коммерческих предложений при условии, что заказчиком предпринимались необходимые попытки получить достаточную информацию о ценах, не противоречащим положениям Закона № 44-ФЗ. Например, комиссия УФАС России по г. Москве в решении от 26.02.

Пример обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в 2020 году

2014 года по делу №2-57-946/77-14 признала правомерным определение НМЦК на основании информации, поступившей от трех поставщиков. В данном случае проводился электронный аукцион на поставку запасных частей для автомобилей для нужд ГБУ г. Москвы «Производственно-технический центр пожарной и аварийно-спасательной техники».

Комиссия УФАС России по г. Москве установила, что заказчик определил НМЦК посредством метода сопоставимых рыночных цен, а именно на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к приобретению. Рыночные цены сопоставлялись на основании информации, поступившей от трех поставщиков, что не противоречит чч.1, 2 ст.

22 Закона № 44-ФЗ. Данные о поставщиках, от которых получены ответы на запрос о предоставлении ценовой информации, размещены в составе аукционной документации с указанием марок автомобилей, артикулов запасных частей и стоимости по каждому артикулу. При этом комиссия антимонопольного органа указала, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует требование о предоставлении оригиналов документов, использованных при обосновании НМЦК12.

В целом, собственно обоснование НМЦК влияет на многие факторы: от выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до сроков проведения закупочных процедур. Так, если рассчитанная НМЦК превышает 500 000 рублей, заказчик не сможет объявить запрос котировок, а если НМЦК для электронного аукциона превысит 3 млн. рублей, срок подачи заявок составит уже 15 дней, а не 7.

• наличие в утвержденной документации по способам закупки обоснования НМЦК;

• размещение данного обоснования в составе документации;

• правильность определения и обоснования НМЦК (выбор метода, наличие подтверждающих документов, правильность расчета).

На практике требование определения и обоснования НМЦК играет важную роль. Обоснование НМЦК оказывает непосредственное влияние на построение всего закупочного процесса, начиная уже с этапа планирования – при формировании планов закупок и планов-графиков. Заказчик несёт ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст.

Таким образом, следует сказать, что достоверность и качество обоснования НМЦК – это один из определяющих факторов успешной закупки. В связи с этим, государственным и муниципальным заказчикам рекомендуется осуществлять детальную проверку правильности и достоверности обоснования НМЦК.

7 февраля 2019 г.

юрист Юридической фирмы «BRACE» Анна Иванова

младший юрист Юридической фирмы «BRACE» Ольга Гусева

________________________

1 Постановление об административном правонарушении Мордовского УФАС России от 24.02.2015 по делу № 28.

2 Решение Арбитражного суда Мурманской области № А42-2927/2014 от 17.07.2017

3 Письмо Минфина России от 12.12.2017 № 24-01-09/82766.

4 Письмо Минфина России от 08.09.2017 № 24-01-09/58179.

5 Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-07/62519.

6 Письмо Минэкономразвития России от 15.07.2015 № Д28и-2178.

7 Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2017 № ОГ-Д28-3674.

8 Данная позиция подтверждается судебной практикой, например, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.02.2015 по делу № А33-9481/2014. Верен и обратный вывод: если на закупаемые работы составлена проектно-сметная документация, даже не в полном объёме, применять метод анализа рынка нельзя, следует применять проектно-сметный метод (позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2016 по делу № А42-572/2016).

9 Письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3795.

10 Письмо Минфина России от 25.05.2017 № 24-03-08/32211.

11 Решение Марийского УФАС № 02-06/61-14 от 17.06.2014.

12 Решение УФАС России по г. Москва от 26.02.2014 года по делу №2-57-946/77-14.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru