Кто отвечает перед потребителем за качество коммунальных услуг
1. Реестр показаний ИПУ, установленных в доме.
Не являясь исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых жителям МКД при прямом договоре, управляющая организация поставляет ресурсы для содержания общего имущества МКД (ОДН). От показаний индивидуальных счётчиков зависит сумма, которую РСО выставит к оплате управляющей организации.
Чтобы проверить достоверность расчётов платы за коммунальную услугу на содержание общего имущества, УО необходимы данные о показаниях счётчиков в жилых помещениях. При прямом договоре эти данные есть только у РСО.
2. Качество предоставленных потребителям коммунальных услуг.
Управляющая организация отвечает за качество предоставляемых коммунальных услуг в границах балансовой принадлежности. РСО несёт ответственность за качество КУ до стены МКД.
Поэтому, если жители дома жалуются на некачественные коммунальные услуги, УО должна вместе с РСО разобраться, кто виноват в ситуации. Без информации поставщика ресурсов сделать это будет сложно.
3. Ответы на жалобы и обращения жителей МКД.
Управляющая домом организация принимает жалобы и обращения жителей многоквартирного дома. Иногда, чтобы ответить на них, УО требуются пояснения или сведения от ресурсоснабжающей компании.
Поговорим о том, как УО получить от РСО эти и другие сведения, даже если поставщик ресурсов отказывается их предоставлять.
Вопросы качества предоставляемых коммунальных услуг также требуют взаимодействия УО и РСО. Ресурсоснабжающей организации выгодно, чтобы ответственность за некачественную услугу легла на управляющую организацию. В таком случае именно УО должна будет возместить потребителю моральный и материальный ущерб, равный перерасчёту платы за КУ (п. 103 ПП РФ № 354, п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).
Для более эффективного общения УО и РСО по вопросу предоставления КУ ненадлежащего качества следует обговорить в договоре право УО обратиться в РСО по данному вопросу, сроки предоставления поставщиков услуг информации в адрес УО, в том числе в случаях, когда РСО потребуется обращаться в сторонние организации (например, сетевые).
По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за качество ресурсов до границ общего имущества МКД (ч. 5 ст. 161 ЖК РФ) даже с момента перехода на прямые договоры. При этом УО и РСО могут подписать акт об эксплуатационной ответственности, по которому стороны согласны передвинуть границу по ОДПУ (п. 8 ПП РФ № 491).
Если РСО является исполнителем коммунальных услуг, то она делает перерасчёты потребителям в случае, если качество услуг нарушено до стены дома.
Если же качество коммунальных услуг нарушено из-за ненадлежащего содержания внутридомовых инженерных сетей, перерасчёт РСО не обязана делать. При этом потребители вправе требовать возмещения убытков (п. 103 ПП РФ № 354) и морального вреда (п. 21 Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22) с управляющей организации.
О том, как установить виновного в оказании некачественной услуги, смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.
Как УО внести в договор с РСО обязанность по обмену информацией
Совокупный долг управляющих организаций перед ресурсоснабжающими огромен. Ресурсоснабжающие организации в свою очередь не могут обеспечить качественные коммунальные услуги из-за накопленной управляющими организациями задолженности. Единственным решением этой проблемы законодатель считает переход на прямые договоры. Но при переходе РСО обязанностей исполнителя коммунальных услуг у организаций возникает много вопросов.
Один из главных – где РСО взять информацию для начислений. Ответ на этот вопрос содержится в постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 № 897. Документ регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры. Однако с его выходом новые трудности появились и у управляющих, и у ресурсоснабжающих организаций.
Например, ПП РФ № 897 обязало УО при переходе собственников на прямые договоры передавать в РСО сведения о документах, удостоверяющих личность каждого собственника или нанимателя помещений в доме. Таких данных в управляющих организациях не хранится, а за их непредоставление предусмотрен штраф.
Как действовать управляющим организациям согласно принятым правилам, на онлайн-семинаре «Новые алгоритмы взаимодействия между УО, РСО и потребителями» рассказала наш постоянный эксперт Елена Шерешовец.
С выходом Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ стало ясно, что с переходом на прямые договоры ресурсоснабжающим организациям понадобятся данные для начислений собственникам помещений платы за коммунальные услуги, а управляющим МКД нужны будут показания индивидуальных приборов учёта для начисления КР на СОИ. Соответственно, между УО, РСО и собственниками помещений должен быть налажен обмен информацией.
На момент принятия документа в нём были прописаны только общие правила передачи информации:
- Согласно ч. 10 ст. 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация обязана предоставлять в УО информацию о показаниях индивидуальных приборов учёта при условии, что собственники передают эти данные в РСО.
- В соответствии с ч. 11 ст. 161 ЖК РФ управляющая многоквартирным домом организация предоставляет в РСО сведения, необходимые для расчётов.
При этом не было уточнено ни сроков, ни порядка передачи сведений.
ПП РФ № 897 внесло в порядок передачи информацииконкретику, которая, в свою очередь, опять запутала поставщиков ресурсов и управляющие организации.
Прописали срок передачи информации – согласно п. 6 ПП РФ № 354 УО должна предоставить информацию не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала прямых договоров. При этом в пп. 3 п. 18 ПП РФ № 124 указано, что УО передаёт информацию не позднее, чем в течение 5 рабочих дней со дня начала действия прямых договоров. Ясности, когда передавать информацию – до начала действия прямых договоров или после – так и не появилось.
О том, как же разобраться в этой ситуации, и о составе информации, которую УО необходимо передать в РСО, узнайте в видеозаписи онлайн-семинара.
Рассмотрим ситуацию, когда в договоре между УО и РСО нет пункта об обязательстве последней предоставлять данные о расчёте платы за ресурс, потреблённый при содержании общего имущества МКД.
В таком случае можно внести такую обязанность поставщика услуг в договор, подписав дополнительное соглашение. Изменения в договор вносятся двумя способами:
- добровольно, т.е. по соглашению сторон;
- через суд – при несогласии РСО на изменение договора (ч. 2 ст. 452 ГК РФ).
Подать иск о понуждении к заключению договора или внесению в него изменений можно в том случае, если использованы все возможности досудебного урегулирования спора (определение Тверского областного суда от 15.07.2014 по делу № 33-2277). То есть до обращения в суд УО должна попробовать договориться с поставщиком КУ.
При подготовке иска о принудительном заключении договора или дополнительного соглашения УО следует сделать акцент на обязанности РСО предоставлять управляющей организации сведений согласно требованиям ЖК РФ и ПП РФ № 124 (постановление АС Московской области от 30.01.2015 №Ф05-16224/2014).
Управляющая организация, которой необходимо получить от РСО, следует предпринять следующее:
- Направить в РСО официальное письмо с соответствующей просьбой, сославшись на пункты договора, ЖК РФ и других нормативно-правовых актов.
- При отказе поставщика услуг – организовать личную встречу для разрешения ситуации.
- При отсутствии в договоре пунктов, обязывающих РСО предоставлять сведения, инициировать заключение дополнительного соглашения для внесения изменений в договор. При отказе РСО подписать допсоглашение – направить в суд иск для принуждения поставщика услуг к подписанию документа.
- Если в договоре есть условия о предоставлении ресурсоснабжающей компанией сведений в УО, но РСО этого не делает, то управляющая организация должна подать иск в суд.
- УО следует обращать внимание на сроки ответов РСО на запросы. При нарушении требований № 59-ФЗ УО может подать жалобу в прокуратуру для привлечения поставщика КУ к ответственности.
Но прежде, чем переносить спор в суд, УО следует приложить все усилия для разрешения ситуации в досудебном порядке.
Как УО действовать, чтобы получить от РСО информацию
Первое, что нужно сделать УО для получения реестра показаний до обращения в РСО, – пересмотреть договор, заключённый с РСО. Согласно пп. «е-1» п. 18 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в договор должен быть включён пункт об обязательствах РСО по предоставлению исполнителю КУ показаний ИПУ и иной информации, необходимой для определения объёмов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации.
Поскольку УО даже при прямых договорах остаётся исполнителем КУ, предоставляемой на содержание общего имущества МКД, она имеет право на получение указанной в ПП РФ № 124 информации.
Также следует помнить, что, согласно ч. 10 ст. 157.2 и ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, РСО обязана предоставлять лицам, управляющим многоквартирными домами, данные о показаниях ИПУ в МКД.
Если РСО не исполняет этого обязательства, УО следует направить в компанию письмо с требованием предоставить сведения о показаниях ИПУ и расчётах платы за КУ. Бывает, что поставщик ресурса отказывается поделиться данными, УО напомнить РСО о
Если письменные обращения со ссылками на законодательство не помогают, следующим шагом может стать встреча руководства УО и РСО. Когда переписка и переговоры не привели к результату, УО остаётся только подать иск в суд.
Каким путём можно перейти на прямые договоры
Существует три основных способа перехода потребителей коммунальных услуг на прямые договоры с РСО:
- По решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии сч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ.
- По решению РСО согласно ст. 157.2 ЖК РФ. Такое решение возможно в случае, если управляющая организация или ТСЖ имеет задолженность перед ресурсниками в размере двух среднемесячных оплат за поставленные ресурсы.
- Исторически сложившиеся отношения. Например, дом всегда работал на прямых договорах или собственники уже давно приняли решение о переходе на прямые договоры, а после этого сменилась управляющая организация или форма управления. В этом случае, если собственники помещений на общем собрании подтвердят, что они хотят оставаться на прямых договорах, они продолжают по ним работать и с новой УО или формой управления.
На первый взгляд этот список кажется исчерпывающим. Однако есть исключение, которое касается новостроек. Согласно ст. 161 ЖК РФ до выбора в новостройке способа управления, застройщик может самостоятельно назначить управляющую организацию и заключить с ней договор управления. Появляется вопрос: как должна работать временная управляющая организация – по общей схеме или по прямым договорам.
Существует два разных мнения на этот счёт. Так, Минстрой РФ в своём письме от 10.03.2019 № 8127-ОО/04, отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность заключения застройщиком прямых договоров, единолично от своего имени.
Противоположная позиция отражена в ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ. В статье сказано, что МКД с момента сдачи в эксплуатацию считается домом с невыбранным способом управления, поэтому работает по прямым договорам. А с момента подписания актов приёма-передачи помещений такие прямые договоры возникают и у будущих собственников.
Елена Шерешовец напомнила участникам онлайн-семинара, что вторая точка зрения основана на прямой норме закона, а письма Минстроя РФ носят рекомендательный характер и не являются нормативно-правовыми актами. Эксперт советует придерживаться позиции, отражённой в ЖК РФ.
РСО считают, что собственники не имеют права расторгнуть прямой договор в одностороннем порядке
На сегодняшний день у управляющих многоквартирными домами и поставщиков коммунальных ресурсов нет чёткого понимания, кто считается исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах. Эксперт призвала разобраться в этом с точки зрения того, между кем заключены договорные отношения.
Если у жителя МКД заключён прямой договор с РСО, такие отношения подчиняются правилам постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В ч. 2 документа указано, что прямой договор заключается между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. Соответственно при прямом договоре РСО – собственник помещения в МКД исполнителем услуги будет считаться РСО (ст. 157.2 ЖК РФ) и именно эта организация обязана выполнять все указания ПП РФ № 354.
Однако это касается только отношений с потребителями. Существуют также отношения между РСО и УО – двумя юридическими лицами. Между ними есть договорные отношения, которые подчиняются постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. В п. 2 постановления указано, что исполнителем КУ считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в многоквартирном доме. Это управляющая организация, поэтому обязанности, указанные в ПП РФ № 124, выполнять должна она.
Подведём итог: в отношениях потребитель – РСО при заключённом прямом договоре исполнителем коммунальной услуги будет являться РСО, а в отношениях между УО и РСО исполнителем считается управляющая организация.
Елена Шерешовец в онлайн-журнале рассказала о примере из жизни: одна из УО обратилась к поставщику воды с инициативой расторгнуть прямой договор и вернуться на общую схему. Но РСО ответила, что это невозможно, поскольку:
- В ст. 44 ЖК РФ в компетенции общего собрания не прописан вопрос о расторжении прямых договоров. Следовательно, собственники на ОСС не могут принять такое решение.
- Если общее собрание примет решение о расторжении прямого договора, РСО имеет право отказаться от заключения договора через управляющую организацию на основании ч. 8 ст. 157.2 ЖК РФ: то есть потому, что между собственниками и поставщиком ресурсов уже заключён договор.
По каким вопросам УО обращается к поставщику услуг
Случается, что на запрос УО какой-либо информации, РСО не отвечает или тянет с ответом. В таком случае поставщик ресурсов нарушает Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 1 № 59-ФЗ, действие закона распространяется не только на госорганы, органы МСУ и должностных лиц, но и на организации, осуществляющие публично значимые функции. Такими организациями признаются и УО, и РСО (постановление Забайкальского краевого суда от 01.12.2016 по делу № 4А-559/2016, постановление Верховного Суда Республики Марий Эл от 19.07.2016 по делу № 4А-186/2016).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 12 № 59-ФЗ, РСО обязана ответить не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение регистрируется не позднее трёх дней с момента его поступления в организацию (ч. 2 ст. 8 № 59-ФЗ). Лишь в исключительных случаях срок может быть продлён ещё на 30 дней, о чём РСО обязана уведомить УО в письменном виде.
Если РСО не ответила на запрос управляющей организации или сделала это с несоблюдением сроков, то УО может обратиться с заявлением в прокуратуру. В таком случае РСО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ с наложением штрафа до 10 000 рублей.
Поэтому, направляя обращение в РСО, управляющая организация может напомнить адресату о требованиях № 59-ФЗ и последствиях их неисполнения.
О чём ещё мы поговорили на онлайн-семинаре
https://www.youtube.com/watch?v=https:e5YRYcquI-c
Смотрите видеозапись онлайн-семинара, чтобы узнать:
- Какая ответственность грозит УО за непередачу сведений в РСО при переходе собственников на прямые договоры.
- О новом порядке учёта показаний ИПУ.
- Есть ли необходимость заключать договор на сбор показаний ИПУ.
- Могут ли дома с ИТП переходить на прямые договоры.
- Какие изменения необходимо внести в договор управления при переходе на прямые договоры.
- Какие нюансы следует учесть УО при заключении собственниками прямого договора с регоператором по обращению с ТКО.
- Какая ответственность предусмотрена за размещение рекламы на платёжных документах.