Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью

Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Данные Методические указания устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.

Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.

Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:

  • вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
  • удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
  • площади участка.

в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается “офис”, то его будут относить к группе № 7 – “земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения”. Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: “для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения” и “для размещения производственных и административных зданий”.

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

уменьшение стоимости земли

Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.

1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 “О землепользовании в городе Москве”). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.

Общие вопросы собственников земель перед тем как запустить процесс уменьшения кадастровой стоимости земельного участка

Если следовать экономическим принципам, то кадастровая и рыночная цена должны соответствовать друг другу. Но на практике все иначе. Так как этот показатель определяет:

  • Размеры платежа за их аренду;
  • Цену выкупа;
  • Величину налогообложения за владением ими.

Т.е государство как получатель платежей в казну, является заинтересованной стороной. Соответственно чем выше цена земель, тем выше поступления в бюджет, отсюда и необоснованное завышение кадастровых величин.

Кадастровая оценка в первую очередь массовая оценка. И это приводит к тому, что необходимо прибегать к шаблонам и усредненным коэффициентам. Оценщики, проводящие данные расчеты просто не в силах проводить оценку каждого участка индивидуально, так как недвижимости по всей стране очень много.

Рыночная же оценка – это индивидуальный подход к оценке стоимости земли с учетом многих факторов (площадь, местоположение, форма, наличие транспортных развязок и.т.д)

В отличие от рыночной, кадастровая стоимость считается совсем по-другому. Здесь учитываются следующие исходные данные:

  1. Удельный показатель, рассчитанный на основании коэффициентов;
  2. Площадь.

Применяя шаблоны и коэффициенты в расчетах, оценщики получают среднюю цену для квартала, не учитывая другие характеристики объекта.

Важно помнить: если собственник уверен в том, что стоимость участка завышена – он имеет право приравнять ее к рыночным реалиям. И добиваться того, чтобы ее снизили.

Сработает ли это?

При необъективно высокой кадастровой стоимости участка, добиться снижения получится 100%, но вот в каких диапазонах получиться это сделать, ответят только специалисты имеющие в этом опыт. Весь механизм этого процесса закреплен законом и имеет юридическое основание:

  1. Федеральный Закон №135 от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности»;
  2. Федеральный Закон №221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости»;
  3. Постановление Пленума Верховного Суда №28 от 30.06.2015 г. “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”;
  4. Федеральный Закон №237 от 03.07.2016 года «О государственной кадастровой оценке».
  5. Федеральный Закон №334 от 03.08.2018 года «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В чем первопричина?

При массовой оценке не учитываются все особенности вашей недвижимости. Этот факт легко устанавливается оценщиками компании 1оценка.рф при телефонной консультации, для этого будет достаточно назвать только кадастровый номер.

Еще одной причиной завышенной стоимости является технические ошибки. Данный вид достаточно редкий и пересмотр стоимости в связи с технической ошибкой происходит не часто.

Когда сотрудник какой-либо компании утверждает, что он 100% гарантирует, конкретные цифры по уменьшению кадастровой стоимости, то он обманывает Вас. Итоговое решение принимает суд на основании экспертного заключения независимого эксперта, который анализирует Ваш объект и отчета об оценке. Т.е это юридический процесс, где нет 100% гарантий результата. А вот гарантировать какой-то диапазон цен реально, если у Исполнителя имеется:

  1. Штат опытных оценщиков, судебных экспертов и юристов;
  2. Обширная положительная практика в комиссии Росреестра;
  3. Обширная судебная практика.

Имеет ли смысл изменять ВРИ для целей снижения кадастровой стоимости?

Логика проведения государственной кадастровой оценки и определения удельных показателей кадастровой стоимости свидетельствует о том, что наибольшие удельные показатели устанавливаются для земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства коммерческого назначения. Снизить кадастровую стоимость подобных участков возможно только изменив ВРИ. А для его смены необходимо переменить функциональное назначение находящихся на участке зданий.

На основании ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее – Порядок).

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекция) (п. 1.2 Порядка).

Часто подобные мероприятия проводятся для выявления таких видов недвижимого имущества, как торговые, деловые центры и просто нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются таким образом (пункт 1.3 Порядка).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

ПРИМЕР

В качестве иллюстрации влияния снижения ВРИ на величину кадастровой стоимости можно привести следующий пример. При рассмотрении одного из дел возник спор о величине кадастровой стоимости в разрезе ВРИ земельного участка, который был предоставлен юридическому лицу под размещение автостоянки автомобильного транспорта. При проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к виду разрешенного использования “земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания”, поскольку владельцем земельного участка оказывались услуги по платному размещению на нем автомобильного транспорта. Предоставление суду аргументированной позиции о том, что содержание разрешенного использования: “земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности” в части “личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности” применимо только к автотранспортным средствам, а не к самому земельному участку позволило более чем в два раза снизить кадастровую стоимость.


Оспаривать стоимость, полученную в ходе государственного оценивания, могут юридические или физические лица, в их числе:

  • собственники, которые вынуждены платить завышенные суммы земельного налога;
  • арендаторы, если арендная ставка рассчитывалась на основании данных из кадастра;
  • владельцы жилой или коммерческой недвижимости, предполагающие выкупить участок, на котором размещается недвижимый объект, поскольку выкупная цена зависит от величины, указанной в кадастре;
  • органы государственной и муниципальной власти в отношении объектов, составляющих собственность государства или муниципалитета.

Компания ООО «Восток-Центр» предоставляет услуги по оценке недвижимости для оспаривания кадастровой стоимости участков земли, зданий, сооружений и других объектов. В рамках этих работ мы выполняем:

  • консультирование по всем вопросам изменения кадастровой стоимости объекта;
  • определение рыночной стоимости недвижимости для последующего оспаривания в суде;
  • подготовка отчета об оценке земельного участка в Московской области или в Балашихе.

Наши эксперты-оценщики обладают всеми сертификатами и аккредитациями, необходимыми для проведения оценочных работ по переоценке земельных участков. Портфолио компании включает в себя множество отчетов, выполненных для досудебного снижения стоимости или ее оспаривания в суде. В работе мы руководствуемся федеральным законодательством, утвержденными стандартами и методиками.

Перечень документов, необходимых для начала независимой процедуры переоценки кадастровой стоимости, вы можете уточнить у наших специалистов, связавшись с офисом оценочной компании «Восток-Центр» по телефону: 8 (964) 570-96-01.

Другие варианты понижения показателя

Законодательством обозначен круг заинтересованных лиц, имеющие законные основания инициировать данный процесс по земельному участку, а именно:

  1. Собственник;
  2. Арендатор земельного участка(при условии что в расчетах арендных платежей присутствует кадастровая цена участка);
  3. Лица, имеющие исключительное право выкупа участка.

Ниже кратко описан процесс и набор необходимых документов для снижения

  1. Собрать и приготовить все нужные документы:
    • Выписку из ЕГРН о стоимости земельного участка;
    • Выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок;
    • Технический паспорт строений, которые построены на земельном участке;
    • Договор аренды;
    • Оригинал чека об оплате государственной пошлины 300 рублей за 1 объект (если истец физ.лицо);
    • Оригинал платежного поручения с синей печатью банка об оплате государственной пошлины 2000 рублей за 1 объект (если истец юр.лицо);
    • Фотографии;
    • Доверенность на представителя (в соответствии с КАС РФ).
  2. Заказать отчет об оценке у 1оценка.рф
  3. Обратиться в Суд;
  4. Добиться положительного решения Суда.
  5. Внести изменения в кадастр.

В чем первопричина?

Несомненно, такая возможность действительно есть. Подтверждением этому выводу является п.1 ст. 22 ФЗ РФ «О государственной кадастровой оценке», в котором четко написано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены.

Как уже было отмечено выше, альтернативным способом оспаривания неоправданно завышенной кадастровой стоимости земельного участка является обращение в суд. Однако стоит отметить, что это достаточно длительная и затратная процедура. При выборе такого способа,

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

(п.15

  • верховный (по республике);
  • краевой;
  • областной;
  • суд города федерального значения;
  • автономной области или округа.

В целом, процедура оспаривания кадастровой стоимости земли в судебном порядке, подробно расписана в главе 25 КАС РФ.

Срок рассмотрения и принятия окончательного решения может составить до 2 месяцев (п. 1

ст. 141 КАС РФ

).

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Таким образом, граждане имеют полное право потребовать уменьшения кадастровой стоимости своего участка. Сделать это можно двумя способами: через специальную комиссию или же подав соответствующее исковое заявление в суд.

Кто и на каком основании может инициировать процедуру?

В чем первопричина?

В соответствии с п.1 ст. 22 упомянутого выше закона

  • обычные граждане – как правило, это собственники земли;
  • юридические лица – арендующие или владеющие участком;
  • органы государственной власти и местного самоуправления – в том случае, если конкретная территория относится к государственной или муниципальной собственности.

Существует два основания для уменьшения кадастровой стоимости земли, а именно:

  1. При определении данного показателя за основу были взяты недостоверные сведения, что в итоге привело к его необоснованному завышению (например, при оценке в расчет брались неверные данные о площади участка).
  2. Установленная рыночная стоимость конкретной территории оказалась гораздо ниже кадастровой.

В первом случае может быть вынесено решение о повторном определении кадастровой стоимости земли, а во втором – об установлении данного показателя в размере, соответствующем рыночной стоимости участка.

Можно ли понизить самостоятельно?

Ответ на данный вопрос носит отрицательный характер.

Граждане не имеют право по своему усмотрению снижать кадастровую стоимость земли. Они лишь могут инициировать процедуру оспаривания.

Соответствующее решение об уменьшении данного показателя может быть вынесено одним из следующих органов:

  1. Специальной комиссией, уполномоченной решать споры, связанные с результатами определения кадастровой стоимости – она создается на территории каждого субъекта РФ. Деятельность данного органа регулируется Приказом МЭР РФ от 17.11.2017 года № 620.
  2. Судебным органом – в случае, если собственник земли подаст иск об оспаривании кадастровой стоимости.

Что делать, если комиссия Росреестра приняла отрицательное решение?

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

На устранение замечаний комиссии способны далеко не все оценщики, для этого требуется высокая квалификация. А в некоторых комиссиях порой и квалификация не поможет, если комиссия заранее решила не пропускать отчеты. Это зависит от каждого региона и политики его руководства. Но лучше не зацикливаться на ней и идти в Суд.

На практике иногда происходят ситуации, когда заявителю по тем или иным причинам отказывают в снижении данного показателя. Причем можно выделить два главных основания для получения отказа:

  1. Поданное заявление об оспаривании кадастровой стоимости изначально содержало ошибки или же был представлен неполный пакет документов – в подобной ситуации собственнику земли следует внимательно ознакомиться с мотивированным обоснованием отказа, подготовленным членами комиссии, и исправить допущенные ошибки. После этого следует попробовать повторно направить заявление.
  2. Заявленные требования были признаны комиссией необоснованными – в этом случае единственным вариантом является оспаривание вынесенного решения в судебном органе. О такой возможности написано в п.22 ст. 22 ФЗ РФ «О государственной кадастровой оценке».

Как уменьшить?

Конкретный план действий будет зависеть от избранного варианта оспаривания. Согласно п. 3

это можно сделать одним из следующих способов:

  • обратившись в комиссию;
  • направив заявление в судебный орган.

Итак, порядок уменьшения кадастровой стоимости участка путем обращения в комиссию имеет следующий вид:

  1. В первую очередь нужно подготовить соответствующее заявление и собрать необходимые документы.
  2. Следующим шагом является направление полного пакета бумаг в адрес комиссии по рассмотрению споров, связанных с кадастровой стоимостью земли.
  3. Далее нужно дождаться окончания процедуры пересмотра установленной кадастровой стоимости. В соответствии с п.15 ст. 22 вышеупомянутого закона комиссия может вынести одно из следующих решений:
    • Об установлении кадастровой стоимости земли в размере рыночной.
    • Об отклонении заявления об уменьшении данного показателя. В этом случае также должно быть представлено подробное обоснование вынесенного решения.
  4. В случае если требования собственника земельного участка будут удовлетворены, представители комиссии, вынесшей соответствующее решение, должны будут в течение 5 дней направить в Росреестр и бюджетное учреждение следующие бумаги (п. 19 ст. 22):
    • копию вынесенного решения;
    • отчет об оценке рыночной стоимости участка.

Как уже было сказано выше, наиболее простым и быстрым вариантом разрешения данного вопроса является обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на территории конкретного субъекта РФ.

Согласно п.8 ст. 22 ФЗ РФ «О государственной кадастровой оценке» в состав данной комиссии входят представители: уполномоченного органа субъекта РФ, Росреестра и ведомства по защите прав предпринимателей в конкретном регионе. Однако данный перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с п.5 ст. 22 заявление об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка может быть подано одним из следующих способов:

  • путем личного визита в уполномоченный орган субъекта РФ;
  • через многофункциональный центр (МФЦ);
  • путем направления письмом по почте;
  • через интернет (например, при помощи портала государственных услуг).

Для того, чтобы уменьшить кадастровую стоимость земельного участка,

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В данный перечень входят следующие бумаги (п. 9 ст. 22):

  • Заявление.
  • Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
  • Документы, подтверждающие право владения территорией, в отношении которой инициируется процедура оспаривания.
  • Отчет об определении рыночной стоимости земли. Должен быть представлен в бумажном и электронном формате.

Следует иметь в виду, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше документов является основанием для отклонения заявления. При этом обозначенный перечень не является исчерпывающим. При наличии тех или иных обстоятельств могут потребоваться дополнительные бумаги.

Само обращение в комиссию с требованием пересмотра кадастровой стоимости земли является бесплатным. Однако расходы возникают при сборе бумаг.

Так, заявителю придется заплатить следующие суммы:

  • От 300 до 2200 рублей – это стоимость выписки из ЕГРН, подтверждающей право владения участком. Ее точная цена зависит от правового статуса собственника (физическое/юридическое лицо) и способа получения документа (бумажный/электронный формат).
  • 6000-8000 рублей – стоимость отчета о рыночной стоимости земельного участка (данная сумма имеет лишь приблизительное значение).

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Таким образом, если сложить обозначенные выше суммы, то получится, что за уменьшение кадастровой стоимости земли заявителю придется заплатить от 6300 до 10 200 рублей. Однако эти суммы имеют лишь приблизительный характер. В каждом отдельном случае цена будет разной.

В соответствии с п.4 ст. 63 ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости»за предоставление сведений о кадастровой стоимости плата не взимается.

В действующем законодательстве прописаны четкий временной интервал, в пределах которого процедура по оспариванию кадастровой стоимости земли должна завершиться. Так, согласно п. 14

заявление собственника земельного участка должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Данный срок отсчитывается с момента поступления документов от заявителя.

В пределах этого месяца можно обозначить следующие сроки, выделенные для реализации отдельных процедур, а именно:

  • 7 дней – в течение этого периода комиссия должна направить в адрес обратившегося гражданина уведомление о принятии его заявления к рассмотрению. Кроме того, в известность должен быть также поставлен владелец участка (если заявителем является другое лицо) и орган местного самоуправления соответствующего субъекта.
  • 5 дней – комиссия направляет письмо о непринятии заявления к рассмотрению в связи с его несоответствием правилам, прописанным в п.9 ст. 22. В этом случае также предоставляется мотивированное обоснование.
  • 3 дня – данный срок отсчитывается с момента принятия заявления об оспаривании. В течение этого периода комиссия должна направить в адрес бюджетного учреждения, определившего кадастровую стоимость участка, отчет о его рыночной оценке.

Какие сроки рассмотрения?

Сроки рассмотрения поданных заявлений также закреплены законодательством, но это зависит от загруженности инстанций того или иного региона.

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Сроки снижения в комиссии составляют 2-3 месяца, в Суде 5-9 месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Все показатели Вашего объекта находятся в открытом доступе на портале Росреестра. Там же можно отслеживать изменения в цене вашего объекта недвижимости.

Конечная роль юриста в процессе просто не поддается оценке — без грамотного сопровождения, добиться качественного снижения кадастровой стоимости попросту не удастся. Цена услуг зависит не только от региональных особенностей, но и конкретной ситуации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru