Земли запаса неиспользуемые что значит

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:

  • строительство на неразрешенной местности;
  • неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
  • незаконная добыча и пользование недрами;
  • повреждение водных объектов.

При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.

К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.

Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.

За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.

Земли запаса неиспользуемые что значит

Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.

Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:

  • Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
  • Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
  • Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.

Во всех остальных случаях использование земель запаса без перевода их в другую категорию запрещено, а нарушение законодательства в этой сфере будет строго наказываться. Мы подробно описали предоставление в аренду земельных участков без торгов специально для вас!

Как получить жилье по договору социального найма, вы узнаете прочитав нашу статью.

Если вас интересуют помещения в общежитие, то наш материал на эту тему прийдеться вам как нельзя кстати! По все описано очень подробно!

Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.

Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.

Порядок перевода для каждой категории зафиксирован на уровне федерального законодательства.

Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:

  • Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
  • Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
  • Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
  • Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
  • Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
  • Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.

Этот перечень является исчерпывающим на данный момент, и его изменение возможно только вместе с изменением законодательства.

Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:

  • Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
  • На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
  • На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.

В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: 7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: 7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.{amp}gt;Что такое земли запаса?

Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.

Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.

Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?

Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва:  7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург:  7 (812) 245-61-57.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Фото 2

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.
  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

Согласно Земельному кодексу РФ, существуют следующие виды земель:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • лесного фонда;
  • специального назначения;
  • водного фонда;
  • особо охраняемых территорий;
  • запаса.

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Земли, поля

Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Что такое неиспользуемые земли запаса

Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.

Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.

Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.

Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.

Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.

Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.

К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

К этому подвиду земель запаса относятся участки, которые никогда не были предоставлены в пользование частных лиц или организаций. Целевое назначение и вид разрешенного использования таких земель не определены. Довольно часто в неиспользуемые участки входят земли, которыми не пользовались ранее по причине их непригодности или утраты полезных свойств.

Измерение земли

Целевое назначение неиспользуемых земель запаса устанавливается исходя из природных и хозяйственных особенностей. Перевод в другую категорию возможен только в случае его рациональности.

Однако не все участки, выбывшие из хозяйственного оборота, можно отнести к неиспользуемым. К примеру, если земли были изъяты по причине загрязнения, они могут быть включены в другую категорию хозяйственного использования.

Все участки, изъятые у частных собственникам по каким-либо причинам, автоматически перераспределяются в земли запаса. При этом изъятие должно происходить на законных основаниях в соответствии с действующими нормативными актами. Право собственности на таких территории утрачивается.

Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков. Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов. Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.

К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

  • создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
  • пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
  • приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
  • прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
  • постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
  • вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.

Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.

Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.

Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.

Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам. После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.

Была ли Запись полезна? 2 из 3 читателей считают Запись полезной.

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?

Фото 2

Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.

 Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:

  • найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
  • подготовить ходатайство, собрать бумаги;
  • оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.

Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться  с путаницей, отсутствием данных.

Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.

Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после 05.01.2005.

Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.

Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения  государственных земель:

  • изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
  • перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;

В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.

Переводом земель, относящихся к городским округам, районным или населенным пунктам занимаются органы власти, действующие в их пределах, если только земли находились в пределах территориальных образований до 05.01.2005.

Отмечается, что изменение по внутригородским, поселковым землям проводится исключительно решением органов власти, собственники и владельцы в решении вопроса не участвуют.

Описанные правила касаются регионов, где не разделены земли между центральным правительством и региональными властями, что затрагивает и муниципальные власти. Если же разграничение проведено, каждый уровень власти  решает вопросы по землям, находящимся под его ответственностью.

Их количество ограничено:

  • землями запаса;
  • землями населенных пунктов;
  • землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
  • земли лесов;
  • земли занятые водными объектами;
  • земли под занятие сельским хозяйством.

Земли запаса неиспользуемые что значит

В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:

  • какие здания, какого назначения возводятся.
  • если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.

В рамках  категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.

Изменение категории проходит почти одинаково, ряд особенностей обуславливается предыдущей категорий. Особенность земель запаса в предварительном формировании участка.

Что понимается под формированием участка?

  • Кадастровые инженеры фиксируют границы участка;
  • Составляется план расположения участка;
  • Участок вносится в кадастр.

Услуги кадастровых инженеров не бесплатны и их оплачивает заинтересованное лицо, имеющее разрешение на оформление бумаг на права на конкретный участок.

Особенностью земель запаса – отсутствие согласования границ участка с другими собственниками.

В тоже время не разрешается формировать участки:

  • На охраняемых территориях (земли, занятые водными объектами, лесами);
  • Пересекающие границы территориальных образований (городов, поселков и т.д.).

Формирование участка не должно нарушать градостроительные регламенты, в частности, размеры участков, целевое использование и т.д.

Категорию меняют после подачи заявления и бумаг, к нему приложенных. Каково примерное содержание ходатайства?

  • указание сведений из кадастрового паспорта;
  • категории (первоначальная и желаемая);
  • выписка из реестра об отсутствии правообладателя;
  • копии паспорта;
  • копия доверенности представителя и его паспорта;
  • выписка из реестра об отсутствии прав на участок;
  • материалы отправляются на проведение государственной экологической экспертизы.

Как правило, земли, передаваемые из запаса в качестве земельных участков, не существовали, нет ничего на них и заниматься вопросами изменения категории почти не приходится. Тем более, что земли запаса перед формированием участков получают решением органа государственной или муниципальной власти категорию. Решение принимается в виде акта.

Но, что, если приходиться заниматься изменением категории?

Заявление передается в нужный орган, который проверяет и заявление, и приобщенные бумаги.

Отказывают в принятии заявления, если:

  • нет всех документов или они не соответствуют законодательству (выдал не полномочный орган, отсутствуют обязательные элементы);
  • бумаги подало лицо, не имеющее на это право.

Наличие оснований отказать в ходатайстве обязывает госорган отослать ответ не позже 30 суток.

  • Федеральное правительство принимает решение в срок – 3 месяца;
  • Региональным властям отводится 2 месяца.

Решение об изменении категории излагается в акте.

  • На основании чего принят акт (решение совета, собрания, думы или иного органа власти);
  • Описываются размеры участка, адрес, кадастровый номер;
  • Категория, которая была и категория, которая присвоена.

Акт носит постоянный характер, его нельзя принять на ограниченный отрезок времени.

Когда отказывают в перемене категорий?

  • Ограничение, установленное федеральным законом;
  • Нарушение градостроительного регламента местности (не соответствие категории планам дальнейшего развития);
  • Негативные выводы экологической экспертизы.

Заинтересованный человек вправе жаловаться в суде, если считает отказ необоснованным и незаконным.

Если принимается решение в пользу изменения категории, сообщение направляется всем заинтересованным. Копия отправляется в органы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость.

Возникает вопрос: нужно ли менять бумаги, подтверждающие права на участок или нет?

В законе говорится, что действительность выданных ранее бумаг сохраняется. Достаточно приобщать копию акта или получить новый кадастровый паспорт.  В новом паспорте будет вписано наименование новой категории.

Начиная процесс смены категории земель запаса, помните, что он достаточно сложен и занимает долгий период. Его результатом становится решение со стороны государственной или муниципальной власти. После того, как ваш участок выйдет из категории запаса и получит новую, он сможет быть использован вами только в соответствии с назначением. Вы можете перевести землю запаса в категорию земель:

  • сельскохозяйственного назначения – место расположения построек, перерабатывающих хозпродукцию, дорог и соединений для хозяйственной деятельности, насаждения лесов и даже локализации водоемов;
  • населенных пунктов под застройку объектами для дальнейшего проживания;
  • промышленности – место для дальнейшего строительства производственного комплекса, чаще всего, вне пункта населения;
  • относящихся к лесному и водному фондам.

Для того чтобы вы смогли запустить процесс изменения категорийности своего земельного участка, необходимо, первоочередно, составить ходатайство, на основании следующей информации:

  • номер участка в кадастровом реестре;
  • текущей и желаемой категорийности земельного участка;
  • аргументирования желания сменить категорию участка.

Кроме того, еще нужно подготовить пакет документов для присвоения иной категории земли. Первое — заявление и документы, удостоверяющие личность. Во-вторых, необходимо приложить выписки из госреестра и госкадастра. В первом случае подается информация об отсутствии документарного владельца участка, а во втором – об отношении земли к одной из категорий. И последнее, но не менее важное, – заключение экспертизы от государственной экологической инспекции РФ.

Ожидать ответ придется максимум 30 дней. При положительном результате вам выдадут акт о присвоении категории этому земельному участку, если же ответ не в вашу пользу – акт об отказе присвоить запрашиваемую категорию.

Полезно! Если вы получили от органов власти отрицательное решение, оно может быть обжаловано в органах судебной власти.

В каких же случаях стоит ожидать отказа?

  1. Если органы власти сочтут вас ненадлежащим лицом, обращающимся с такого рода запросом, вы получите отрицательный ответ.
  2. Если предоставленный пакет документов не удовлетворяет требования действующих законодательных норм и правил.

Получив акт о присвоении землям новой категории, вы обнаружите в нем информацию о:

  • причинах изменения категории;
  • размере площади, очертании границ участка и его номере в кадастровом учете;
  • предыдущей категории и вновь присвоенной.

Важно! Акт необходимо получить не позже, чем через две недели после принятия властями решения о присвоении землям новой категории, после чего обязательно обратится для обновления кадастровых сведений о вашем земельном участке.

Фото 3

Если вам необходимо перевести участок из указанной категории в любую из перечисленных выше категорий, что даст возможность использовать его с пользой, как для вас, так и для государства, то, возможно, вы столкнетесь с рядом возникших трудностей. Это достаточно важный вопрос, к которому нужно подходить с умом и при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам.

К землям запаса относятся земли, которые:

  • не востребованы и являются частью сельскохозяйственных угодий;
  • изъяты у собственников по решению суда за нарушения законодательства;
  • выкуплены у частных собственников;
  • утратили правообладателя в связи с отказом собственника;
  • отошли государству по завещанию;
  • были предоставлены в срочное пользование, по истечении срока;
  • непригодны к использованию в силу своего качества: загрязненные, зараженные и так далее.
  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Общее описание и правовые аспекты

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

  • Общие сведения
  • Что такое земли запаса
  • Правила применения резервного фонда
  • Перевести резервный участок в иную целевую категорию

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно.

Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока.

Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

8 (499) 703-15-47 — Москва8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке.

Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения.

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Фото 4

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок.

Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям.

А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

Внимание!

Время чтения: 5 минут

Земельные участки в РФ могут применяться для промышленных, сельскохозяйственных, социальных целей. В зависимости от этого все участки поделены на несколько категорий.

Значительную площадь занимают земли запаса. Эти участки – своего рода резерв для федеральной или местной власти, который можно отвести под разные цели в зависимости от потребности.

Для этого нужно пройти определенные процедуры.

Вопросы использования и распределения земель запаса регулируются Земельным кодексом РФ, ФЗ № 172 «О переводе земель из одной категории в другую» и нормативными актами субъектов федерации.

Территории, принадлежащие к землям запаса, запрещено использовать до момента изменения категории. Дело в том, что они не имеют целевого назначения и, можно сказать, находятся в резерве.

Земли запаса не являются частью участков, принадлежащих к другой категории. В ряде случаев они могут быть исключены из другой группы земель.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Основные проблемы перераспределения участков

  • земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
  • следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
  • ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
  • земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.

Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.

Земли запаса можно поделить на несколько основных категорий, в зависимости от степени подчиненности ресурсов, а также общему уровню собственности:

  • федеральные земли. На территории подобных земельных наделов располагаются важные объекта государственного значения, либо же отдельные участки с приватизированными на территории объектами. До момента прохождения процедуры земли являлись собственность страны;
  • объекты РФ, к которым относятся все многочисленные участки, которые были включены в территориальные границы различных муниципальных образований, которые располагаются на территории этого государственного субъекта. Могут быть также они включены в строгие границы отдельного субъекта, на территории которого была расположена недвижимость, которая до приватизации числилась в пользовании государства;
  • земельные наделы разнообразных муниципальных образований. В данную категорию входят территориальные субъекты, которые не имеют совершенно никаких разделений на федеральные либо же региональные уровни.

Использование вышеперечисленных категорий земли может быть осуществлено, только если появится в этом необходимость, также угодья могут быть переданы в другую категорию земельных участков, которые соответствуют действующему законодательству страны.

Правила использования земельных наделов

Эти земли можно смело относить к категории земельных угодий, которые существуют на территории государства и для осуществления общего процесса эксплуатации должны быть соблюдены правила, которые позволяют разрешить, либо же наоборот, запретить использовать данные ресурсы.

Что значит неиспользуемые земли запаса?

Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.

Разрешается использовать землю без перевода ее в другую категорию, но подобное возможно только в случае, если:

  • земельное угодье не было внесено в общий список закрытых территориальных объектов и тогда каждый природный объект, который на нем имеется можно эксплуатировать согласно своим личным интересам. Обычно это касается угодий, которые следует относить к категории так называемых земель запаса и через эти земли может протекать река, в которой водится щука и рыбакам позволительно ее ловить. Все просто, этот вид рыб не относят к числу запрещенных, поэтому такое возможно;
  • можно использовать землю для охоты, прогона скота к месту своего выпаса без остановки на данном территориальном объекте;
  • угодье, которое нельзя отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий, позволительно организовывать сбор сухостоя. При этом нет совершенно никаких ограничений касательно вырубки зеленых насаждений. Обычно сухостой используют для того, чтобы отапливать дома, но точно не для дополнительной прибыли.

Фото 5

7 (499) 288-16-93(Москва)

7 (812) 490-76-51(Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  • объекты, размещенные на участке, находятся в свободном доступе для людей (к примеру, водоем, лес и т.д.);
  • участок используется для охоты или прогона скота без остановки на нем;
  • сбор сухих насаждений без организации их вырубки, если их использование не направлено на получение прибыли.

Иных случаев для использования земель запаса без перевода их в другую категорию не предусмотрено. Порядок изменения регулируется законодательно.

Он зафиксирован на федеральном уровне и к нему следует относить:

  • необходимость создания территории с учетом особых условий, которые касаются напрямую режима эксплуатации, а также охраны;
  • необходимость изменить границы, которые были установлены, а также постараться выделить новые административные образования;
  • постараться осуществить процесс консервации земель из-за их общего износа, к примеру, если был снижен уровень плодородия сельскохозяйственных площадей;
  • вероятность построения объектов, которые стоит отнести к инженерной инфраструктуре социального или же бытового назначения;
  • обеспечение максимальной безопасности страны и каждой ее границы;
  • разработка территории с полезными ископаемыми, а также иными процедурами их добычи.

Этот список на данный момент является исчерпывающим, и любые изменения и дополнения в него могут быть внесены только благодаря процессу корректировки действующего законодательства.

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:

  • в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
  • в улучшении состояния;
  • в восстановлении почв.

Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:

  1. Защищать от сорняков.
  2. Не допускать эрозию почв.
  3. Ликвидировать загрязнения.
  4. Сохранять уровень плодородия.

Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Основания

Основаниями для резервирования земельных участков является:

  1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
  2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).

——————————————

Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

——————————————

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

Дорога рядом с деревней

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Охрана участков запаса – это комплекс действий, направленных на сохранение качества земель, повышение их продуктивности и плодородности. К мероприятиям по охране территорий можно отнести:

  • защиту земель от эрозии, подтопления, заболачивания и другого негативного воздействия природного характера;
  • действия по сохранению почв и их плодородности;
  • защиту сельхозугодий от зарастания сорными растениями;
  • ликвидацию последствий загрязнения, в том числе техногенного характера;
  • разработку законодательных актов в сфере охраны земель.

Для этого создаются федеральные, региональные и местные программы, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по обеспечению сохранности участков с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности охранных мероприятий проводится с учетом экологической экспертизы, санитарно-гигиенических и иных законодательных требований.

Подробная информация содержится «Правовая охрана земель».

  • постройка малоэтажных жилых домов (до 3-х этажей, не подразумевающих квартирного деления);
  • выращивание плодовых, ягодных, овощных и других сельскохозяйственных культур (садоводство и огородничество);
  • подсобная постройка (возведение сараев, гаражей и т.д.);
  • постройка садовых зданий;
  • ведение личного подсобного хозяйства и организация участка;
  • постройка временных передвижных сооружений с возможностью подключения к общим техническим сетям (вагончики, кемпинги и т.д.).

При планировании предпринимательской деятельности подойдет земельный участок, имеющий вид разрешенного использования, предусмотренный в разделе 4 классификатора (коды ,9). Целевое назначение таких участков допускает размещение объектов капитального строительства, возводимых для торговли, транспортного обслуживания, отдыха, развлечений и т.д.

Общие сведения

Что такое земли запаса и какие виды существуют

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

Признание земель запаса неиспользуемыми

По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.

С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.

Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.

В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.

В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.

По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента. С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса. К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.

Строитель стоит в поле

В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.

Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.

Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.

Что значит земли запаса?

Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.

Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.

В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса. Поэтому, согласно информации, представленной в ст.128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.

Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.

Окружающая местность рядом с рекой

Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.

Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования. Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.

Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности. Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.

Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.

Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.

Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов. Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.

Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.

В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

Именно эта статья определяет основные направления, по которым происходит использование земель запаса.

  • Москва:  7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург:  7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Именно эта статья определяет основные направления, по которым происходит использование земель запаса.

Ограничение прав собственников

Земля запаса не является бесхозной. Она состоит в собственности государства и, соответственно, она находится в ведении районных центров исполнительных и распорядительных органов власти.

Учет списка участков, относящихся к этой категории, осуществляется государственным земельным кадастром. При этом законодательством не закрепляются какие-либо ограничения по количеству и размерам предоставляемых участков из категории земель запаса. Земли запаса предоставляются региональными субъектами для любых из указанных в заявлении целей на определенных правах под постоянное использование или в аренду для крупных предприятий.

Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:

  • оформление в частную собственность земельных участков;
  • строительство новых зданий, сооружений;
  • реконструкция существующих объектов.

Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.

Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.

————————-

Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.

————————-

Разрешение спорных моментов

При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.

Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.

При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.

Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ozerkivrn.ru